Отвоевать отца. Военкомат должен покойному ветерану?

Двойное рабство

   
   

В военкомате, очевидно, рассуждают так: «Нет человека, нет пенсии». Но у Сайды Сагидулловны свой долг – она защищает память отца…

Вместо почестей Сагидулла Набиуллин все 66 послевоенных лет получал одни унижения. Был виноват в том, что он вернулся живым из 4-летнего немецкого плена, что по тем временам считали предательством. А ведь вместе с ним в августе 1941 г. в плен попал целый эшелон уроженцев Татарстана. Немцы хотели создать из них легион «Идель-Урал».

«Отец видел там и Мусу Джалиля, и Абдуллу Алиша, и Гайнана Курмаша, – рассказывает Сайда Сагидулловна. – Его перебрасывали из лагеря в лагерь. Однажды чуть не закопали заживо, настолько он был слаб. Его заметил земляк Сергей Лошкарёв, который работал в похоронной команде. Он спрятал товарища, поделился пайком, нашёл ему другой номер».

Освободили узника только в мае 1945 г. Причём не отправили в фильтрационный лагерь, а восстановили на военную службу. Вторую волну «рабства» он пережил уже после демобилизации в родном Муслюмовском районе.

«В течение 30 лет его регулярно вызывали на допросы в НКВД, – говорит Сайда Набиуллина. – Били, прыгали на него и таких же несчастных. После таких «встреч» бывшие пленные ходили к колонке, чтобы постирать бельё от непроизвольных испражнений. Многие не выдержали таких издевательств, покончили с собой».

А Сагидулла жил ради детей, и долгие годы боялся признаться, как ему тяжело. Родные не понимали, почему до 100 лет отец спал только днём. Говорил: «Если ночью уснёшь, то утром можешь и не проснуться. Съедят…».

   
   

Невидимые подарки

Все закончилось в 1979 г., когда бывший пленный получил временное удостоверение ветерана. Постоянный документ и военную пенсию должны были дать через год. Но получил он его только в 2005 г., и деньги платили только с этого момента.

 

Таких как Сагидулла Набиуллин было около 30 тысяч

 

 

«Много позже мы узнали, что, по бумагам, отец как ветеран «получил» в разные годы телевизор и холодильник, ему якобы помогли покрыть крышу, а каждый год снабжали зерном и соломой. Остаётся только гадать, кто нажился за его счёт?» – недоумевает Сайда Сагидулловна.

Только в январе 2011 г. уже признанный ветеран-участник ВОВ добился перерасчёта пенсии за 10 лет, с 1995-го по 2005 г. Вот только военкомат РТ не торопился исполнить это решение («АиФ Регион» №49 2012 г.). Сагидулла Набиуллин умер два года назад.

С тех пор дочь ветерана просит включить в наследство сумму перерасчёта пенсии отца. Слушания по делу назначили на 23 мая. Военкомат РТ иск не признаёт. Пётр Сипягин, начальник юридической службы военкомата РТ, утверждает, что раз Набиуллин не был по их документам военным пенсионером, то и военная пенсия ему не полагается.

«Но почему тогда военкомат не опроверг решение суда 2011 г.? – возмущается юрист Марина Игнатьева. – Они поступили очень хитро – выдали только удостоверение ветерана-участника, действующее с 1995-го по 2005 г., тем самым выполнив лишь часть требований. Деньги на пенсию должен выделять не военкомат, а бюджет РФ. От ведомства требуют только определить сумму долга».

По данным М. Черепанова, заведующего музеем-мемориалом ВОВ, живыми из немецкого плена вернулись около 30 тысяч татарстанцев. Многие из них, как и С. Набиуллин, прошли все круги ада, натерпевшись не только от врагов, но и от «своих». Сколько их ушло – непризнанных, запуганных и нищих?.. 

Смотрите также: