Закрытие казанской мечети «Аль-Ихлас», превратившейся стараниями имама Рустема Сафина, в 2009 году судимого условно за членство в «Хизб-ут-Тахрир», в штаб-квартиру этой террористической организации, имеет под собой однозначно идеологическую подоплеку.
Оставленный в 2009 году на посту имама мечети «Аль-Ихлас» ваххабитским проповедником Рамилем Юнусовым, в то время игравшим важную роль в Духовном управлении мусульман Татарстана, Рустем Сафин превратил храм в логово казанских сторонников построения халифата. Взяв курс на привлечение большего числа сторонников, Сафин и его единомышленники начали работу по вовлечению в свою деятельность мигрантов из Центральной Азии, превратив мечеть в центр по идеологической обработке прибывшим в столицу Татарстана гастарбайтерам. Именно максимальная политизация мигрантов позволила «аль-ихласовцам» использовать мигрантов в качестве массовки на своих акциях: волна прокатившихся митингов, пикетов, автопробегов, коллективных поеданий плова в городских парках всегда сопровождалась заметным присутствием выходцев из Узбекистана и Таджикистана. После терактов 19 июля и 24 октября 2012 года «хизб-ут-тахрировцы» публично заявили на одном из своих митингов о необходимости свержения светской власти и установления исламской республики. При этом они не скрывали своего сочувствия и поддержки тем, кто воюет против законного правительства в Сирии, что лишь подтверждает их солидарность с ваххабитами и «хизб-ут-тахрировцами», воюющими на Ближнем Востоке. Ощущая абсолютную безнаказанность, длительное время «аль-ихласовцы» стремились к демонстрации силы, для чего ими организовывались массовые автопробеги с флагами «будущего халифата». Видимо, решающим в принятии решения о закрытии мечети был автопробег, устроенный ими 22 декабря 2012 года по случаю освобождения из колонии одного из их единомышленников. Пробег проходил в то самое время, когда президент Татарстана Рустам Минниханов на ежегодной предновогодней встрече с журналистами уверял их, что проблемы исламского фундаментализма в республике нет.
Формально закрытие мечети «Аль-Ихлас» вызвано тем, что Рустем Сафин и его банда единомышленников не желали продлевать договор аренды с администрацией Казани, на балансе которой располагается мечеть. При этом ранее имам мечети заявлял о своем резком нежелании приводить устав своего прихода в соответствие с уставом Духовного управления мусульман Татарстана, в котором четко прописано, что мусульмане республики придерживаются традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба.
осле отказа Сафина освободить помещение мечети, здание и окружающую территорию которого он довел до антисанитарных условий (регулярное поедание плова на улице гастербайтерами прямо возле мечети, оставшийся мусор и грязь после этого сыграли свою роль), и было принято решение властями о принудительном выселении «хизб-ут-тахрировцев» из храма. Принято решение о передаче здания мечети на баланс Духовного управления мусульман Татарстана, которое обязуется провести в ней ремонт, ликвидировать антисанитарию и обратно использовать ее под мечеть. Естественно, это означает и смену имама на того, кто будет придерживаться традиционного ислама.
Главной причиной такого решения местных властей стоит считать давление федеральных органов, которым уже надоело наблюдать стремительную радикализацию мусульман Татарстана, особенно в преддверии Универсиады.
Но стоит помнить, что фундаменталисты, использовавшие казанскую мечеть «Аль-Ихлас» в качестве своей штаб-квартиры, могут направиться и в другие мечети, где и работают имамы, грезящие о халифате, но на фоне Рустема Сафина и Рамиля Юнусова пока выглядящие скромно. И это означает, что работа по устранению этих скрытых от глаз очагов религиозного радикализма должна вестись на опережение, чтобы не доводить ситуацию до такого состояния, что уже останутся только силовые методы. Казанские мечети «Салихжан», «Нурулла», «Ометлеляр», частные исламские центры («Семья», «Рашида») остаются проблемными, как и ситуация в Нижнекамске и ряде мечетей Набережных Челнов.
Стоит напомнить, что еще в 2003 году решением Верховного суда России «Хизб-ут-Тахрир» была признана террористической организацией и ее деятельность запрещена. Это решение распространяется на всю территорию страны, включая и Татарстан. А значит, малейшие формы ее активности должны пресекаться моментально, не давая возможности этому развиться. Ведь самый страшный преступник – это преступник с идеологией.
Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции
Смотрите также:
- Почему Илдус Файзов ушел с поста муфтия, и что ждать от его преемника? Мнения экспертов →
- Минтимер Шаймиев: «Нам не хватает грамотных имамов, приверженцев традиционного ислама» →
- Без ссор и раздоров. Богослов Фарид Салман о смыслах Корана и терроризме →