Елена Скобельцына об одарённых детях, в которых нуждается страна

Фото Валерия Христофорова / АиФ

   
   

«Если и есть среди поступающих к нам в лицей ребята, которые в прежних школах испытывали дискомфорт в связи с тем, что окружающие называли их «ботаниками», то к выпуску они приобретают уверенность в том, что умные не вышли из моды», - говорит Елена Скобельцына, директор Лицея им. Н. Лобачевского, почётный работник образования РФ и РТ.

Деньги решают не всё

В советское время всех студентов КГУ частенько направляли в летние пионерлагеря на педагогическую практику. Общение с детьми многих пугало. А вот её, студентку физфака, огорчало, когда лето заканчивалось. В начальной школе она была командиром октябрятской «звёздочки», в средней и старшей - пионервожатой. В 24 года она сделала главный жизненный выбор. Ушла с завода, где работала по распределению после окончания физического факультета Казанского университета, учителем физики в школу, изрядно потеряв в зарплате. Сегодня Елена Скобельцына - директор одного из самых престижных учебных заведений республики - лицея им. Н. Лобачевского. 

…В январе 2003 года с первого этажа полуразрушенного исторического здания бывшей Мариинской гимназии сквозь прорехи потолка можно было видеть звёзды на небе. А весной случился пожар. Реконструкция длилась четыре года, в течение которых Елена Германовна работала не только директором лицея, но и прорабом на добровольных началах. Новоселье состоялось в 2008 г. В том же году Елена Скобельцына была признана «Женщиной - примером года». В 2010-м её имя занесли в «Книгу почёта»  Казани. А в 2014-м она вошла в число лучших директоров общеобразовательных организаций РТ. 

Сделать лучше, чем было

Лицей - название рощи при храме Аполлона Ликийского близ Афин, где Аристотель учил уму-разуму Александра Македонского. И тот утверждал, что отцу благодарен за то, что живёт, а наставнику - за то, что живёт достойно. Обязывающее название, высокая планка. О себе она говорит мало, дело её жизни - лицей, ученики, традиции и служение на благо родного университета. 

В ХIХ веке в здании лицея работало Мариинское женское училище, потом гимназия, ставшая образовательным брендом всей восточной России. В 1940-м тут разместилась школа ВВС. Знамя, подаренное её выпускниками, хранится в одном из классов лицея под стеклом. В рекреации есть и стенд, посвящённый истории знаменитой школы №6… Елена Германовна с гордостью рассказывает о многочисленных успехах выпускников лицея. Она уверена в том, что в недалёком будущем в российском научном сообществе сформируется блестящая плеяда учёных родом из лицея имени Н. Лобачевского.

Преемственность поколений является неотъемлемой особенностью лицейского братства. Ребята знают и вспоминают тех, кому пришли на смену. Если ещё и задумаются на секунду: «А чем я хуже?» - уже хорошо. 
Здесь учатся те, кто самостоятельно доказал, что хочет и может учиться. Ежегодный конкурс в лицей - не менее пяти человек на место, отбор в три тура. Впервые в жизни шестиклассники из других школ сталкиваются с жёсткими, но посильными и объективными испытаниями собственных знаний. Если их нет, то и влиятельные родители бессильны. 

   
   

В международных, российских и республиканских конкурсах и олимпиадах лицеисты всегда в числе лучших. Начиная с 7-го класса в лицее формируются группы по интересам для дополнительных занятий во внеурочное время. Ребята могут выбрать одно или несколько направлений: олимпиадную подготовку, кружки по интересам (лицейская газета «Лига», телевизионная студия «ЛиСТ», клуб интеллектуалов «Что? Где? Когда?», «Робототехника», «Радиотехника» и другие), специализированные курсы для углублённого изу­чения предметов и занятий научными исследованиями в области экологии, биологии, химии, физики, информатики. 

- Конечно, не все стремятся к самостоятельной научной работе. Это ведь не учебник переписать и не «скатать» реферат из Интернета. Но когда наши ребята поступают в вузы, где их талант востребован, я горжусь тем, что большинство из них владеют навыками научного исследования, - говорит Елена Германовна. 

Реализовать свои знания лицеисты могут по-разному. Например, в состязаниях «Что? Где? Когда?», где ответить на каверзный вопрос надо за минуту. 

- Это сравнительно новое направление в нашей работе, но оно понравилось детям, и у нас уже есть победы на республиканском, всероссийском и даже международном уровнях, - поясняет педагог. - Планируем проводить такие же игры для всех школьников Казани, а потом, возможно, и для всей республики. В зимние каникулы хотим организовать игру «Что? Где? Когда?» для детей из семей беженцев с Украины. Я надеюсь, что это позволит им больше узнать о Татарстане, его традициях, а также преодолеть языковой барьер. 
Эффект Пигмалиона

- Не «ботанов» ли растите, Елена Германовна? 

- Если и есть среди лицеистов «ботаники», то к выпуску они преображаются и внешне, и внутренне. Уверены в себе, нашли друзей на всю жизнь, научились строить отношения, осознанно выбирая окружение, следить за своей внешностью, могут выступить перед любой аудиторией, а главное, приобретают уверенность в том, что умные не вышли из моды. 

Мой принцип: учить тому, что на самом деле существует, в деятельности. В лицее всё по-настоящему, «по-взрос­лому». Участие в проектах способствует приобретению лицеистами знаний, умений и навыков, которые пригодятся в течение всей жизни. Недаром один из друзей лицея, известный автор-исполнитель Леонид Сергеев назвал нашу газету «Лига» школой жизни. В нашем издательстве в дружной команде работают дети и взрослые. Главный редактор - один из лицеистов, который в 11-м классе обязан подготовить себе преемника. Ребята сами пишут, фотографируют, издают. Они учатся общаться с разными людьми, конкурировать, планировать работу, учатся формулировать и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Непременным условием для работы в лицейской газете является умение грамотно писать, почти на профессиональном уровне за минимальный срок освоить компьютерные технологии, необходимые для издательской деятельности. 

Падкое на внезапные реформы минобрнауки РФ возродило выпускные сочинения. Большинство школ страны - в ужасе. ЕГЭ уже отучил детей думать и писать. А Скобельцына спокойна. К выпускному сочинению ребята готовы благодаря не только урокам и специальным курсам, но и «Лиге», а также другим творческим проектам, которые развивают устную и письменную речь, формируют критическое мышление и гражданскую позицию. Для одарённых детей необходима среда, где каждый сможет реализовать и развить свои таланты и личность. 

Новые звездочки

Однажды на два года её «выдернули» на другую работу, предложив возглавить Институт повышения квалификации работников образования РТ. 

- Но когда лицей стал структурным подразделением КФУ и ректор Ильшат Гафуров позвал обратно, тут же согласилась. Потому что всегда мечтала, чтобы наш лицей стал базой моего родного вуза. Коллектив и дети встретили на ура. А я будто домой вернулась.., - говорит Елена Скобельцына. 

В январе 2003 г., стоя на руинах здания будущего лицея, она не вспоминала, конечно, о своей октябрятской «звёздочке», не думала и о том, какие звёзды в будущем загорятся на её педагогическом небосклоне. 456 учеников учатся сейчас в лицее. Здесь высокие планки и амбициозные мечты. Верится, что ребята озарят и своё, и наше будущее.

Смотрите также: