Несколько часов полета – и 50-местный самолет «Бомбардье» перенес меня в Калининград прямо из Казани. Субсидированные рейсы компании «ЮВТ-Аэро» до конца года обходятся всего в 5700 руб. в одну сторону, и неудивительно, что уже на первый рейс билеты были раскуплены полностью. Десяток кресел занимали казанские журналисты - департамент по туризму Калининградской области любезно пригласил нас в гости. О том, что стоит посмотреть в Калининграде, читайте здесь.
Райский уголок для партийной элиты
Калининградцы говорят: к нам надо ехать в первую очередь ради области.
Побывав в нескольких небольших городках и селениях, подписываюсь. Избежавшие бомбардировок Второй мировой войны, они сохранили уют, характерные для Европы: много зелени, извитые улочки, крутые крыши, дома, стоящие бок к боку.
Раушен, он же Светлогорск, расположенный в 43 километрах от Калининграда, – городок-шкатулка. Он с XIX века развивался как курортный, и я не удивляюсь, что несколько моих знакомых выбрали недвижимость в Светлогорске.
От моря его защищает песчаная дюна, а построен он на берегу большого озера, прямо посреди хвойных лесов. Потому и название «Раушен» - от слова «шуметь», «шелестеть».
Его история идет с 1258 года, когда балтский народ пруссы, называвшие себя самбами, поселились на Самбийском полуострове. Свои рыбацкие хижины они построили возле озера. Завоевавшие их тевтонцы, перегородив ручей, возвели самую большую в регионе мельницу, и селение приобрело известность уже как центр мукомольного производства. Озеро получило название Мюлен-тайх – Мельничное. По его берегу и сейчас можно прогуляться, с советских времен его называют Тихим.
А в начале XIX века среди европейцев стало модным ездить лечиться и отдыхать на море. И в селении все чаще можно было увидеть нарядных отдыхающих. Тем не менее Раушен долго не выдерживал конкуренции с Кранцем (сейчас это Зеленоградск) – первым официальным курортом региона.
А вот с 1820 году он был признан курортным. Его «пропиарил» побывавший здесь король Фридриха Вильгельм IV. Он влюбился в это местечко и распорядился как следует обустроить его, например, создать удобный спуск к морю. С 1900 сюда провели железнодорожную ветку, и вот тогда начался настоящий расцвет Раушена.
А в свое время его облюбовала советская элита, и попасть сюда посторонним было не так-то просто.
Наша группа была в Светлогорске лишь полдня, но и этого достаточно, чтобы очароваться городом – даже не в разгар туристического сезона. Определенно, у него есть свой «гений места». Его ценили люди творчества, так что Раушен отражен во многих произведениях – литературных, живописных, музыкальных. Копия скульптуры Германа Брахерта «Несущая воду» меня очень тронула: лицо девушки – в точности лицо моей мамы в молодости. Музой скульптора была его жена Мия, кстати, русская по происхождению.
Деревья с разметкой
Приезжать в Раушен-Светлогорск надо ради прогулок на морском воздухе. Обустроены терренкуры, есть променад – деревянный мол, вдающийся в море. А еще обязательно нужно прогуляться по паркам, которые отличаются невероятным разнообразием видов растений. Была такая традиция – каждый отдыхающий в качестве оплаты должен был привезти с собой саженец, потому что городу постоянно приходилось бороться с песчаной дюной. Благодаря мягкому климату они успешно приживались, и сейчас можно увидеть растения с разных континентов.
Какая-нибудь тропинка приведет к старой водонапорной башне – одному из первых железобетонных сооружений места. С ее смотровой площадки можно оценить городов с высоты. Снизу башню «поддерживает» увитый вьюном купол морской водолечебницы, построенной в 1908 году. Кроме терапии лечебными грязями, здесь можно было испытать на себе новинку – свето- и электролечение.
Деревья вдоль дорог в Раушене подходят близко-близко к трассам. Чтобы их не пускать под пилу, дорожную разметку наносят прямо на стволы.
Когда здесь были тропики
В этот город перенесли из Юрмалы фестиваль «Голосящий Кивин», и очередной состоялся в октябре. Рядом с Янтарь-холлом, новым место дислокации юмористов, есть мастерская «Второе Солнце», в которой любознательным расскажут о янтаре все.
«Когда здесь еще не было Балтийского моря, в этих местах росли исполинские тропические хвойные деревья. Это какое мощное сокодвижение надо было иметь, чтобы питать деревья высотой больше 20 метров! – восклицает мастер Александр. – А потом сюда пришел ледник, затем море, а смолу спустя миллионы лет мы и находим сейчас». Но мастер не только рассказывать горазд - он показывает весь процесс обработки смолы на станках, а также дает практические советы, например, как определить класс минерала. В частности, доисторические мушки, застывшие в янтаре, понижают его класс. Хотя смотря для кого: для биологов насекомые, которых увековечили капли смолы, важнее, чем она сама.
Немного солнца в морской воде
Картинка, которую видят казанские туристы на смотровой площадке Янтарного комбината, прозаична: на огороженной территории, изрезанной рукотворными оврагами, копошится шагающий экскаватор. Но добывает он вовсе не прозаический стройматериал - техника вынимает тонны янтароносной голубой породы, которая пролежала 44 миллиона лет. Затем ее отправляют в насыщенную солями морскую воду, ископаемая смола всплывает, ее сортируют и отправляют на переработку в зависимости от класса сырья. Кстати, в пресной воде кусочек янтаря зависает, как в невесомости.
Мы находимся в поселке Янтарный, который располагается в 20 километрах от Светлогорска. Пальмникен – таково было название Янтарного - возник в XVII веке, и основой его экономики сразу же стала добыча янтаря. Сначала его добывали в шахтах, а позже открытым способом.
Природные условия оказались действительно уникальными для появления «солнечного камня»: именно в районе поселка Янтарный сосредоточено 90% мировых запасов.
«Когда советская власть получила в свои руки янтарный рудник, люди просто не знали, что делать с тоннами солнечного камня, - рассказываетэкскурсовод Марина Кондратьева. – Решили… сжигать его, тем более что смола хорошо горит. Правда, позже опомнились. Трудно пришлось – мастеров по обработке янтаря не было. Пришлось учиться делу с нуля».
Пляж Пальмникена очень широкий, из белоснежного песка, который поставляет Калининградский янтарный комбинат.
Тем, кто нашел янтарь в песке, выдают диплом старателя. Кстати, мне посчастливилось найти кусочек всего за пять минут прогулки по берегу штормящего Балтийского моря, которое поднимает солнечный камень со своего дна. А для кого-то поиск янтаря - средство заработка: по берегу брели люди в развевающихся оранжевых дождевиках.
Если нет в планах искать янтарь самостоятельно, можно приобрести его у местных жителей, которые торгуют природным материалом в небольших лавочках возле пляжа. Простенькие сережки-бижутерию с кубиками янтаря с посторонними включениями – песком, доисторическим мхом и мушками -можно купить за 180 руб. а вот набор из сережек и кольца из высокосортного белого янтаря обойдется уже в 6 тысяч. А застывшую смолу в Янтарном «пьют» – употребляют эликсир, настоенный на янтаре, и угощают им туристов.
Читайте в следующей публикации о Калининградской области: осторожно, тюлень: Куршская коса – место «высадки» этих северных животных.