Не ходите дети в Африку гуглить. В России подростков хотят лишить соцсетей

В постоянно меняющемся мире задача оградить детей от негативного влияния социальных сетей стала весьма актуальной. Уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец предложила рассмотреть возможность запрета на регистрацию детей до 14 лет в социальных сетях, а также ввести требование разрешения родителей для авторизации детей от 14 до 18 лет. «АиФ-Казань» разбирался, так ли велико влияние социальных сетей и нужно ли ограничить пребывание детей в них. 

   
   

Проблемы детей - проблемы родителей 

Родители все чаще обращаются с проблемами, связанными с тем, что их детей вовлекают в разрушительные сообщества на социальных платформах. Кибербуллинг, конечно же, является одной из причин, волнующих родителей. Но помимо этого, их также тревожит привлечение детей к группам, связанным с самоубийством, экстремистским организациям и даже ЛГБТ-пропагандой. 


 
Обеспокоенная данной проблемой, Волынец отметила, что родители не могут контролировать все сайты, которые посещают их дети. Более того, и без вступления в различные сообщества, соцсети все равно представляют опасность. Негативные комментарии и дизлайки становятся серьезным источником стресса для детей, поскольку даже не каждый взрослый может справиться с последствиями кибербуллинга. 
 
Кроме того, Ирина Волынец отмечает, что социальные сети представляют еще одну опасность - возможность авторизации любого человека, включая мошенников, которые могут оставаться анонимными, используя чужие фотографии и ложный возраст. 
 
Обмудсмен заключила, что существует другая точка зрения о том, что родители сами должны следить за детьми. Однако, ограничение доступа к соцсетям имеет свои преимущества. Запрет на регистрацию может помочь избежать чувства ущербности детей, которые не могут общаться с зарегистрированными сверстниками. Данный вопрос также лежит на плечах государства, которое должно максимально защитить детей от негативного влияния и опасностей. 

Интересно, что подобные инициативы возникали и в прошлом. В 2017 году депутат Государственной Думы Виталий Милонов предложил законопроект, который запрещал использование социальных сетей для детей до 14 лет, и требовал регистрацию для остальных пользователей по паспорту. Тогда эта идея получила поддержку 62% россиян, но до законодательного закрепления так и не дошло. 
 
В июне 2021 года Ирина Волынец выступила с аналогичной инициативой к Минцифре. Она предложила запретить несовершеннолетним создавать аккаунты в социальных сетях без согласия родителей. Планировалось, что детям до 14 лет будет вообще запрещено регистрировать свои собственные страницы.

Защита подрастающего поколения от негативного влияния

В интернете в последнее время часто можно услышать мнение, что детям и подросткам не место в виртуальном мире. 

«Несмотря на возмущение и отличное мнение, они должны понять, что долгие годы были преднамеренно подвергнуты виртуальному влиянию, которое проникло в сферу образования через чаты с учителями, фотографии для школьных страниц в социальных сетях, различные платформы, регистрации, виртуальные олимпиады и прочие элементы, создавшие паутину вокруг сферы образования. Отказаться от этой зависимости будет очень трудно», - зачастую такое мнение можно увидеть в большинстве родительских групп страны. 
 
Для решения этой проблемы они предлагают провести не только законодательные меры, но и широкомасштабную работу по переориентации сознания. Взрослые должны популяризировать реальную жизнь, активное общение, спорт, увлечения и обеспечить их доступность. Большое значение имеет внимание родителей к своим детям и их собственный пример невиртуальной активности. Цифровую среду необходимо исключить из школ и детских садов, а вузы должны ограничивать доступ только по четко закрепленным законом основаниям.  
 
Детский же омбудсмен вспоминает про опыт Европы и США, указывая на то, что в Европейском союзе детям до 16 лет запрещено регистрироваться в социальных сетях без согласия родителей. В Соединенных Штатах минимальный возраст для открытия страницы в сети - 13 лет. Она также ссылается на данные прокуратуры Татарстана, которые указывают на негативную тенденцию развития деструктивного поведения среди подростков. В своем предложении омбудсмен обратилась к первому заместителю руководителя комитета Государственной Думы России по вопросам семьи Татьяне Буцкой. 

   
   

Ограничительные меры, касающиеся телефонов в школах уже давно стали явью - в конце прошлого года в российский закон «Об образовании» были внесены изменения, запрещающие пользоваться телефонами на уроках, за исключением экстренных случаев. В Татарстане министр образования Ильсур Хадиуллин запретил школьникам снимать скандалы с учителями на видео. Чиновник заявил, что дети, которые фиксируют конфликты с учителями на камеру, будут всю жизнь «находить причины своих неудач в чужих людях». 

«Я категорически против. Эти съемки, когда детей водят в столовую, экскурсии, на занятия. Это оскорбление. Оскорбление самой семьи. Родитель должен понимать, что он приучает своих детей к тому, чтобы они всю жизнь находили причины своих неудач в чужих людях», - отметил министр.

Телефон у ребенка - привилегия

«Я глубоко убеждена, что детям младшего возраста гаджет практически не нужен – есть рекомендованные нормы экранного времени для детей разных возрастных групп, согласно которым, дети до 3-4 лет не нуждаются в гаджетах. Малыши в этом возрасте должны активно двигаться, развиваться, а не сидеть в смартфонах. Изнанка прогресса – ЗРР (задержка речевого развития), нарушение пищевых привычек, замедление развития крупной и мелкой моторики, ввиду малой физической активности ребенка», - рассказывает Гайнулина Венера, педагог-психолог, клинический психолог, олигофренопедагог.

Дошкольники, младшие школьники могут проводить в гаджете не более 1-2-х часов в день, чем меньше - тем лучше. В любом случае необходимо устанавливать на телефон ребенка родительский контроль. Он слишком мал, чтобы самостоятельно контролировать время, проведенное в гаджетах и регулировать потребляемый контент. По словам психолога, это наша задача как взрослых – контент должен быть познавательным, развивающим и максимально безопасным для детской психики. Подростки уже гораздо менее контролируемы - у них широкий круг интересов и потребностей, лимит экранного времени естественно увеличен, а контент сложно поддается контролю родителей.
Подрастающее поколение практически живет в телефоне, не выпуская его из рук, что очень беспокоит родителей ребят. Что же делать? Отнять телефон, заблокировать соцсети, отключить интернет?

Во всем важна мера: путь жестких ограничений – не лучший вариант с взрослеющим ребенком– и не слишком эффективно, а также чревато испорченными отношениями с подростком. Гаджеты это наша реальность и в современном мире они могут быть инструментом для развития коммуникативных навыков, реализации творческого, личностного потенциала ребенка, развития учебных навыков - надо научить ребенка правильно ими пользоваться и грамотно организовывать время.

Современный человек должен уметь ориентироваться в цифровом пространстве, однако неверным будет путь полной вседозволенности и бесконтрольного пользования гаджетом для ребенка.

«На просторах интернета имеются данные об эксперименте Мурашевой – 68 подростков, согласившиеся участвовать в эксперименте, на 8 часов отказались от гаджетов, этот марафон завершили лишь 3 ребят. Остальные сошли с дистанции досрочно – не смогли обойтись без смартфонов, причем у некоторых детей проявились соматические признаки тревоги. Так что во всем нужна мера. Мы не можем оградить детей от всего на свете, в том числе и от гаджетов, но мы можем строить доверительные отношения с взрослеющим ребенком, развивать софт - скиллс, учить критически мыслить, обучать цифровой гигиене и безопасности как вариант», - отметила педагог.