Золотую звезду герой Сталинграда получил за то, что со своей дивизией несколько суток держал оборону города. Когда же Красная армия переходила в наступление, то полк под руководством бесстрашного и решительного командира, как правило, шёл в авангарде дивизии. «Сафиулинцами» называли его солдат в боевых донесениях и фронтовых газетах. А он после войны долгие годы отстаивал честь мундира.
Дело №9798
Личное дело №9798 на Героя Советского Союза Гания Сафуллина хранится в Казани. В нём вся жизнь героя – автобиография, напечатанная с его слов, сведения о семье, описание боевого пути, наградные листы с перечислением подвигов, боевые характеристики. Две жены, две дочери, два ранения, два ордена Ленина, два ордена Суворова и Кутузова второй степени, а ещё две войны – во время и после Великой Отечественной…
Уроженец Арского района прошёл всю войну от Москвы до Праги. К началу Великой Отечественной ему было 36 лет, из которых 14 он отдал службе в Красной армии. За два года до этого на инспекторском смотре по руководству огневой подготовкой он получил оценку «плохо», а за тактику «посредственно».
Однако уже первый год сражений показал, чем отличается смотр от настоящего боя. Козырем Гания Сафиуллина сразу стали внезапные ночные атаки. Такая тактика позволила его полку быстро освобождать малые города и сёла. Так, в декабре 1941 г. он сам разработал план освобождения деревни Городище (Тверская обл.). Командир Сафиуллин растянул один батальон на 10 км фронта, при этом всю артиллерию выдвинул к переднему краю обороны противника. Когда враги заснули, полк устроил 20-минутный артобстрел прямой наводкой, а затем два батальона ворвались в деревню и одолели фашистов в рукопашных боях, захватив всю технику и штаб.
В новогоднюю ночь, пока немцы гуляли, полк Сафиуллина пробрался в тыл врага и помог прорвать оборону у деревни Жагриево, а к полуночи достиг деревни Яковка, где захватил множество пленных, машины, лошадей, склады боеприпасов и горючего. Об этих и других успешных атаках не раз писали фронтовые газеты, а сам Сафиуллин использовал такую ночную тактику на разных фронтах в течение всей войны. Свой метод он разработал и для борьбы с танками противника.
Новый 1942-й год Ганий Сафиуллин встретил уже в звании полковника. Командир не боялся принимать решения в одиночку. Летом 1942 г. он принял командование 38-й стрелковой дивизией.
Несмотря на явное превосходство противника, его бойцы без подмоги и связи со штабом 12 (!) суток сдерживала вражеские танки и мотопехоту, прикрывая переправу через реку Оскол (Белгородская обл.). Находясь в изоляции, солдаты измотали врага ночной атакой, вырвались из окружения, а через пару недель уже захватили переправу через Дон и присоединились к частям Красной армии.
К началу Сталинградской битвы «сафиулинцы» оказалась на дальнем обводе города. «Танковые атаки немцев (по 80-100 танков) проходили одновременно на двух и трёх направлениях, - вспоминал генерал Ганий Сафиуллин. - Они поддерживались налётами авиации одновременно по 60-80 самолётов… немцы, несмотря на большие потери, бросали всё новые силы, бросали в атаку своих союзников…, но не смогли прорвать оборону дивизии и имели большие потери».
18 января 1943 г. дивизия Сафиуллина прорвала последнее укрепление врага на подходе к Сталинграду, захватила крупный штаб и освободила Ворошиловский район города. Дальнейший боевой путь генерала Сафиуллина легко проследить по его медалям – «За оборону Сталинграда», «За взятие города Будапешт», «За победу над Германией», «За победу над Японией»…
За честь мундира
Если судить по документам, то война не прошла для Героя даром: он страдал от неврастении, думал о самоубийстве, пристрастился к спиртному. Первое предупреждение он получил в1948 году, мол, в нетрезвом виде допустил грубость и нетактичность, чем скомпрометировал себя. Потом был скандал с милицией на одном из вокзалов Москвы, дебош в Доме офицеров. Но сам генерал всё это отрицал.
Не исключено, что он просто хотел заступиться за однополчанина, которого знал ещё с войны, но наговорил лишнего сгоряча и сам стал участником показательного трибунала».
После этого случая недоброжелатели начали доносить на генерала всё чаще. Его исключили из партии, понизили в звании, отстранили от должности заместителя командира воздушно-десантного корпуса и предали суду чести генеральского мундира. Тут уж припомнили всё. И то, что ещё в первый год войны его полк самовольно оставил один из рубежей обороны, хотя данные разведки о расположении войск противника были не проверены. И то, что он кичится своими военными заслугами и званиями. И даже то, что недостаточно хорошо владеет русским языком и не может доходчиво выражать свои мысли (пока он успешно командовал дивизией, этого никто не замечал).
Могила Гания Сафиуллина находится на Арском кладбище Казани. Именем героя названа одна из улиц города. К 70-летию Победы в родном доме в селе Старый Кишит в честь боевого генерала открыли музейный комплекс, установили бюст, заложили памятную аллею. Музей уже выкупил часть тиража книги-копии личного дела №9798, чтобы каждый желающий мог узнать историю подвигов земляка.
Смотрите также:
- Зарисовки с поля боя: какой видели войну татарстанские художники-фронтовики →
- Награда из прошлого. В Татарстане нашли 190 забытых Героев Советского Союза →
- Вспомнить поименно: в Казани выйдет книга о забытых героях ВОВ →