«Звёзды» на фронте. Как деятели культуры РТ остались без общего имущества

Вот такие комнаты появились на чердаке дома. © / Дарья Ходик / АиФ

С жителями дома корреспондент «АиФ-Казань» встретилась после «коммунального ЧП»: во время опрессовки здесь не выдержали трубы и затопило несколько квартир. Спустя пару дней - очередное затопление: в квартире народного артиста РСФСР Азгара Шакирова произошло «извержение» сточных вод. Ликвидировать последствия ЧП быстро не удалось - ведь ключей от подвала, где проходят все коммуникации, нет ни у жильцов, ни у обслуживающей организации. 

   
   

Дурно пахнущая история 

В доме на ул. Жуковского в Казани живёт творческая интеллигенция республики. 11 лет назад квартиры здесь получили известные деятели культуры - народные артисты Татарстана, заслуженные артисты РФ, драматурги, директора четырёх театров, солисты оперного театра и филармонии. В их числе квартиру на мансардном этаже получила и молодая татарская поэтесса Лейла Давлетова. 

Дом творческой интеллигенции расположен в центре Казани. Фото: АиФ/ Дарья Ходик

В начале 2015 года на чердаке дома начались масштабные строительные работы.

«Когда мы начали узнавать, что к чему, то сильно удивились - оказывается, часть чердака теперь принадлежит Лейле Давлетовой, - рассказывает жительница дома Ирина Каракулова. - Нам она сказала, что выкупила помещение за миллион и присоединила к своей квартире, и все документы у неё есть».

На тот момент жильцы и понятия не имели, что чердак является частью общедомового имущества, и уменьшение его доли возможно лишь с согласия 100% собственников. Забеспокоились они, только когда увидели масштаб переделки. По словам Ирины Каракуловой, в ходе строительных работ на чердаке исчезла часть стропил, подпирающих крышу, оказалась испорчена система канализационного отвода газов, из-за чего на чердаке теперь воняет (в чем убедился и наш корреспондент).
Жильцов испугал масштаб переделки - во время работ спилили часть стропил и снесли перегородки. Фото: АиФ/ Дарья Ходик

При утеплении применялась опасная стекловата, которая запрещена в жилых помещениях. А уж когда выяснилось, что помещение выставлено на продажу как элитная квартира - за 5,4 млн рублей - терпение иссякло. В 2015 году состоялось собрание, на котором жильцы с удивлением узнали, что примыкающее к квартире Лейлы Давлетовой чердачное помещение стало составной частью её жилплощади. Это было сделано в 2012 году на основании решения Вахитовского суда. И не за миллион, а бесплатно. 

При утеплении использовалась опасная стекловата. Фото: АиФ/ Дарья Ходик

Один пишем, три в уме

В иске Лейлы Давлетовой, поданном ей в Вахитовский райсуд на исполком Казани, она заявила, что изначально ей предназначалась трёхкомнатная квартира площадью 91,3 кв. м, тогда как в имеющемся у неё договоре о передаче жилого помещения от 2008 года значится «однушка» в 45,4 кв. м. Об этой «технической ошибке» Давлетова, как сказано в судебном решении, узнала лишь в 2012 году, когда собралась её продать. До этого в помещении истица не проживала. Суду предъявили техпаспорт от 15 августа 2007 года, где изображена трёхкомнатная квартира. По документу выходит, что жилплощадь соединяется между собой дверью (фактически же, как впоследствии зафиксирует жилинспекция, она нарисована на месте дымохода).

   
   
Вот здесь, по техпаспорту, проходит дверь между двумя комнатами. На самом деле тут кирпичная кладка. Фото: АиФ/ Дарья Ходик

Судья на основании этого техпаспорта принимает решение исправить «ошибку» и внести исправления в договор о передаче жилья. Так «однушка» превращается в «трёшку». А часть чердака становится частью квартиры. 

Соседи Лейлы Давлетовой сообщили же, что она изначально получила однокомнатную квартиру и это не было ни для кого секретом. «Клянусь, она жила там с самого начала! - говорит Сазида Шакирова, жена Азгара Шакирова. - Я ей не раз говорила, чтобы её поклонники не ставили машины у меня под окнами».

Недавний осмотр чердака, проведённый Госжилинспекцией совместно с администрацией района, выявил, что никакой двери, соединяющей два помещения, нет и быть не может. Зато на чердаке, как зафиксировано актом, уже появились окна, демонтированы элементы стен дома, отверстий для системы вентиляции и дымохода нет (обшиты гипсокартоном), на стенах частично смонтированы батареи. Итоговая площадь помещения составила около 115-120 кв. м (напомним, по решению суда в собственность Давлетовой передавалась квартира площадью 91,3 кв. м, включая однокомнатную). 

Теперь Ирина Каракулова опасается за жизнь своей семьи и других соседей, ведь чердак - это техническое помещение и оно не приспособлено под жилое, а вдруг из-за переделки рухнет крыша? 

Хотя все полномочия у госоргана есть, начальник республиканской ГЖИ Сергей Крайнов рекомендует жильцам самим «обратиться в суд с иском об устранении препятствий в пользовании общим имуществом и освобождении его из чужого незаконного владения». Что Ирина Каракулова с соседкой Еленой Поликарповой и сделали.

Квартира, которой владела до недавнего времени поэтесса, расположена на одном этаже с чердаком. У дома сложная планировка. Фото: АиФ/ Дарья Ходик

Вот только Вахитовский райсуд даже в принятии искового заявления отказал, посчитав, что интересы жителей не нарушены. Тогда соседи попробовали добиться возбуждения уголовного дела в отношении поэтессы. Проверка правоохранительных органов установила, что техпаспорт от 15 августа 2007 года, на основании которого была «исправлена ошибка» и отчуждена часть общедомовой собственности, в БТИ не изготавливался, сотрудница БТИ заявила полиции, что её подпись подделана. Оригинала техпаспорта в БТИ тоже нет, но при этом у них имеется техпаспорт от июля 2007 года и по нему квартира Лейлы Давлетовой - однокомнатная. В протоколах объяснений самой Лейлы Рашитовны чердак называется то подсобным помещением, которое она выкупила и перевела в нежилое, то трёхкомнатной квартирой, которую ей подарил президент. 

Следователь СО по Вахитовскому району прямо пишет в рапорте, что Давлетова «представила в Вахитовский райсуд… сфальсифицированный технический план БТИ на квартиру», что подпадает под ч. 1 ст. 303 УК РФ («Фальсификация доказательств»). Тем не менее раз за разом выносится отказ в возбуждении уголовного дела. Эти отказы отменяются прокуратурой как "необоснованные" и направляются на новое расследование, но воз и ныне там. Тем временем свою недвижимость телеведущая разделила на две квартиры и продала двум разным людям. Новым владельцам «апартаментов» на чердаке приходится входить туда через чердачную дверь. 

Лейла Давлетова претензии соседок отвергает: «С этой историей они куда только не обращались. Как я могу такое сделать? Я законно всё оформила, все бумаги у меня есть. И жилинспекция проверяла, и прокуратура проверяла. Всё нормально. Эту квартиру мне подарил первый президент. Я вам могу дать телефон юриста, который занимался этими вопросами, и телефон секретаря президента», - заявила она в разговоре с «АиФ-Казань». Юрист Рустам Гарифуллин подтвердил, что представлял интересы Давлетовой и что имеется решение суда, но не более того. 

«Вы кто такие?»

Но, пожалуй, больше всего жителей волнует подвал, доступа к которому у них нет. Он оказался в собственности ООО «Предприятие Торгстройинвест». И директор этой фирмы Ильдар Саитов ключи от него отдавать не хочет. Корреспондент «АиФ-Казань» стала свидетелем диалога Саитова с жительницей дома. «Я вам ключи никогда не отдам, вы кто такая? Пусть звонит УК», - заявил Саитов и бросил трубку. 

Недавний потоп происходил в выходной день, и на помощь жильцам долго никто не приходил. «Аварийка» к нам даже не поехала, потому что знают, что у нас ключа нет, - рассказывают жильцы. - У УК тоже ключа нет. В нашем доме живут творческие работники, интеллигентные люди, которые не умеют горло драть. Мы года два назад к прокурору РТ ходили. Он нас принял, выслушал, дал поручение. Потом всё спустили в прокуратуру Вахитовского района и в итоге прислали отписку. Дошло до того, что когда у нас крыша протекала, благодарные зрители нам её ремонтировали».

Подвал площадью 604,2 кв. м достался в собственность «Предприятию Торгстройинвест» по договору долевого участия с ГИСУ кабмина. По нему, дольщик инвестировал в строительство дома, а взамен получил нежилые помещения в подвале. Но ведь пользоваться ими имеют право и жильцы, тем более что трубы и канализация в доме регулярно текут! Но консенсуса между хозяином подвала и жителями нет и не предвидится.

Комментарий эксперта

Зоя КУКЛИНА, юрист татарстанского отделения ЖХК-контроля: 

«Отсутствие у собственников желания заниматься своей недвижимостью приводит к тому, что у них из-под носа уводят и подвалы, и чердаки. Они не получают денег за аренду вышек сотовых операторов, рекламы в подъездах, в лифтёрки и колясочные заселяются дворники, что недопустимо.

Всё это от безответственности жильцов. Но когда ты машину покупаешь, ты учишь ПДД! А тут Жилищный кодекс прочитать не можешь. Что касается дома на Жуковского, то, к сожалению, его 
проблем долго предпочитали не замечать. Сейчас нужно добиться, чтобы квартира на чердаке была исключена из реестра прав ЕГРП в связи с её отстутствием. Имеется два акта, что такого объекта недвижимости там нет, так как нет жилого помещения. А раз так, то оно должно быть снято с регистрационного учёта. Для этого есть жилинспекция, прокуратура. Они могут подать иск в защиту неопределённого круга лиц.

Смотрите также: