Элитные семиэтажные дома хотят строить на одном из знаковых мест Казани – на территории бывшего военного госпиталя.
Казанский военный госпиталь занимал квартал в конце ул. Карла Маркса, между ул. Чехова и Курашова. Его закрыли в 2012-м году, землю и строения Минобороны РФ передало республике. Один из участков – на первой линии – в 2016 г. получил КФУ. Остальная территория – ещё два участка общей площадью 4,7 га (один 3,2 га, другой – 1,5) была продана, и сейчас принадлежит некому ООО «Факел». Именно за судьбу этих двух участков и беспокоятся общественники в городе.
Парк для всех
На первом участке площадью 3,2 гектара сохранились семь построек. Две из них – объекты культурного наследия (ОКН) регионального значения. Это два каменных корпуса, построенные в 1809 г. по проекту архитектора Якова Шелковникова. Они назывались «Военная гошпиталь» – с них началась история этого места. Стройка не затронет их.
На этом же участке госпитальный сад – это тоже территория ОКН, поэтому в нём строительство запрещено. Его новые собственники обещают превратить в парк и открыть в него доступ жителям города (сейчас посещение ограничено).
«Территория парка останется в любом случае, – обещает автор проекта, архитектор Олег Маклаков. – Уже проведена санитарная экологическая экспертиза всех деревьев. Многие были в аварийном состоянии, поэтому их вырубили. После санитарной чистки остался молодняк и много больших деревьев. Все они, в том числе и два пробковых дерева, будут сохранены, дополнены новыми саженцами».
«Жилым домам здесь не место»
Возвести жильё – три многоэтажки – собираются на втором участке в 1,5 га – за госпитальным садом (напротив «Корстона», за центральными зданиями военного госпиталя, в котором сейчас находится КФУ).
Там исторических объектов нет – только остатки хозпостроек. То есть три жилых дома займут 30 % общей площади обоих участков. Новость о застройке повергла в ужас активистов, которые не первый год борются с планами осовременить это место.
Одна из них – жительница Инесса Белова, отец которой в Великую Отечественную командовал частью, перегонявшей самолёты из Казани на фронт. Инесса Георгиевна мечтает, чтобы это место стало таким, каким было в 1940-е – с большим парком, фонтаном. «И разве можно, – задаёт вопрос она, – строить на костях?». Якобы здесь было госпитальное кладбище.
«Как можно возвести жилые дома на заповедной святой земле, в которой лежат останки русских воинов, погибших или умерших от ран? – с болью говорит Инесса Белова. – Казанский гарнизонный госпиталь основан ещё Петром Первым. Здесь лечили участников русско-турецкой войны, войны 1812 года, Великой Отечественной. Рассказывали, что умерших от ран воинов хоронили прямо здесь. У санитарок не было сил везти их на кладбища. Сейчас много строений разрушено, погибает реликтовый парк, в котором есть пробковые деревья».
Общественники и краеведы отбивались от стройки как могли. «На второй территории (второго участка. – Авт.) такой режим, что там возможно строительство жилья не выше 25 м., – говорит Фарида Забирова. – Но я и мои коллеги по Татарстанскому отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры считаем, что жилым домам там не место. Это сокращает зелёную зону».
В том, что на территории есть захоронения, Фарида Забирова сомневается. Данных об этом нет. Какой смысл был прежде хоронить в черте госпиталя, ведь совсем рядом Арское кладбище.
Но есть могилы здесь или нет, станет известно после экспертизы – привлекут археологов.
Проект уже прошёл согласование на градостроительном совете, 10 марта его рассмотрела межведомственная рабочая группа при мэрии города. По словам Олега Маклакова, примерно через месяц его представят на межведомственной комиссии по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях при президенте РТ. Если там проект одобрят, жилой комплекс начнут строить в 2021 году.
Сейчас компания торопится получить разрешение на строительство жилья. Общественники беспокоятся: скорее всего, захотят сделать всё по-быстрому, и теми старинными корпусами, что она (компания) обязана восстановить, будут заниматься в последнюю очередь.