Пройдут по головам? Почему казанцы протестуют против нового генплана

7 килограммов заявлений отправили на минувшей неделе мэру Казани жители жилых массивов Старые Горки, Первомайский, Калиновский. Они требуют убрать из проекта генплана-2035 три детсада и молодёжный центр, строительство которых может привести  к сносу их домов.

   
   

Это протесты касаются лишь одной болевой точки генплана-2035. «28 марта на сайте Минэконоразвития РФ разместили новый проект генплана Казани. Народ изучил его и ужаснулся, ‒ говорит заместитель председателя комитета уполномоченных представителей жителей ЖМ Первомайский и Старые Горки Ильхам Шагараев. – Он кардинально отличается от редакции, опубликованной в постановлении мэра от 18 апреля 2018 года и той, что обсуждали на публичных слушаниях в прошлом году. Жалобы растут как снежный ком. К примеру, для части «Старых Горок» (ул. 1-я – 4-я Калининиградская и 2-я Героев Хасана) изменили тип функционального назначения. Если раньше там могли строить лишь индивидуальные жилые дома, то теперь разрешены и многоэтажные. Точно так же изменили функциональную зону коттеджного поселка в районе ул. Гривки». 

Доработанный Институтом генплана Москвы генплан Казани до 28 июня будет находиться на итоговом согласовании в Минэкономразвития РФ. Урбанист Юлия Файзрахманова собрала и направила туда документы в защиту зелёной зоны в районе ул. Гаврилова. Это шанс спасти от многоэтажной застройки единственный островок зелени в Ново-Савиновском районе. Всего же активисты обнаружили в проекте, по меньшей мере, пять проблемных мест.

«Мы не против детсадов!»

«В зоне нашего жилья вдруг появились значки четырёх социальных объектов, ‒ говорит Ильхам Шагараев. –  На Старых Горках два детсада по 340 мест, в Калиновском ‒ на 220 мест, а в Первомайском ‒ молодёжный центр. Масштаб возможной трагедии в том, что в границах функциональных зон наших массивов свободных участков муниципальной или государственной земли нет. Выходит, для решения проблем с детсадами пустят под бульдозер наши семейные гнёзда, в которых выросло не одно поколение?». Люди предлагают запланировать соцобъекты в смежных функциональных зонах. Так, детсад на 100 мест можно построить на 16 800 кв. метрах пустующей территории, примыкающей к ул. Парина. «Местоположение значка не означает, что объект планируется размещать именно на этом земельном участке, ‒ успокаивают людей в мэрии. ‒ Значок указывает только на территорию зоны. В любом случае размещение детских садов и школ не позволяет изъять земельные участки без согласия владельца для этих нужд».

Но люди всё равно волнуются. По словам Шагараева, их жилые массивы не первый раз становятся предметом споров. В 2017 году здесь хотели строить жилой комплекс, но тогда удалось отстоять свои территории. Не получится ли, что если новый генплан узаконит смену функционального назначения, там не только детсады ‒ многоэтажки построят?

 

Раздербанят «Дербоград»?

В Дербышках – посёлке, где живут 100 тысяч человек, устраивают митинги, требуя признать ошибочным и противоречащим законодательству и техническим нормам проект прокладки новых автомобильных дорог в посёлке. Их в проекте Генплана три. Так, по одной стороне ул. Липатова запланирована 4-полосная дорога, по другой – 6-полосная платная. Куда они идут, пересекая трассу М7, в проекте Генплана не сказано. Однако есть данные, что дороги нужны для транспортного обеспечения нового жилья  вокруг Дербышек, в частности хотят застроить Солдатский лес.

   
   
Жители Дербышек на митингах называли проект прокладки дорог в поселке ошибочным. Фото: Из личного архива/ Михаил Милицкий

Разработчики генплана объясняют, что новые дороги помогут бороться с  пробками. По прогнозам, к 2035 году население Казани может вырасти до 1,5 млн человек. Станет больше и машин. Если не строить дороги, встанут многие улицы, в том числе и ул. Мира, которая ведет к федеральной трассе М-7. 

 «Поселок у нас всего 1,2 км на 2,5 км, ‒ говорит  активист Денис Кропотов.  ‒ И через него хотят  провести три (!) трассы. Это очень большая нагрузка на такой маленький клочок земли. По ул. Липатова 4-полосная и 6-полосная дороги будут без светофоров, то есть для беспрерывного движения. Увеличатся вредные выбросы от выхлопных газов. К тому же дорогой нас, по сути, отрежут от леса ‒ лёгких Дербышек. Он спасает посёлок от выхлопов «Казаньоргсинтеза». Строительство пагубно и для самого леса, в котором сохранились краснокнижные растения и животные. Ведь мы ‒ единственный посёлок Казани, где остался реликтовый лес с корабельными соснами».

Народ обеспокоен и тем, что дорогу по ул. Главная проложат через ж/д полотно. По сути, это будет эстакада, которая  разделит посёлок. Уже не получится, как сейчас, дойти пешком до школы, детсада, поликлиники. К тому же магистраль по ул. Главной затронет дома частного сектора. Скорее всего, часть из них снесут.  «У нас было две встречи, на которых власти объясняли, что ничего страшного нет, ‒ говорит Кропотов. ‒ Но ответов на конкретные вопросы,  каких размеров будет эстакада, например, мы не получили».

Зоны нет, проблемы есть

Пересмотреть Генплан требуют и жители Новой Сосновки. В нынешней редакции их домам грозит снос, так как по проекту генплана-2035 они оказались в зоне аварийной посадки заводского аэродрома «Казань – Борисоглебское».  «Зоны официально нет, так как нет ни одного официального документа с ее координатами, - считает местный житель Насих Ахмадеев. -  Она существует во внутренних документах завода и  ГлавАПУ.  В 2013 году Арбитражный суд отказал КАПО в регистрации зоны в кадастровой палате. И в Воздушном кодексе не прописано, что завод должен иметь зону для аварийной посадки самолётов в границах города». В 2014 году Казгордума согласовала границы территориального общественного самоуправления «Новая Сосновка».  Люди начали строительство. Беспрепятственно зарегистрировали свои дома, участки, так как никаких обременений не было. «АиФ Казань» так и не получил от КАПО им. Горбунова ответ на отправленнsй в марте запрос о возможной корректировке зоны - с тем чтобы её убрали с территории посёлка.

Зоны аварийной посадки официально нет, так как нет ни одного официального документа с ее координатами, считают местные жители. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

17 июня 2019 года стало известно, что Минэкономразвития России выдаст заключение о несогласии с проектом генерального плана Казани,  Такой ответ получил из министерства Ильхам Шагараев. 

Каких решений ждут люди от Минэконоразвития РФ? Надеются, что проект отправят на доработку, увидев, что их возражения по ключевым пунктам не были учтены. По итогам публичных слушаний проблемы кардинально не решили в двух третях случаев, говорят активисты. Один из немногих примеров  – Большие Клыки. Там путём сноса жилых домов хотели проложить дорогу к ЖК «Весна». Однако нашли всё же альтернативу сносу. 

Официально

Президент Татарстана Рустам Минниханов:

‒ Эта тема (планы строительства дороги через Дербышки – Ред.) для меня тоже новая. Когда жители собрались на площади, я выразил недовольство тем, что представители города официально не озвучили позицию о том, что нет планов по строительству. Я интересовался у мэра Казани Ильсура Метшин, он сказал, что таких планов нет. И вообще это крупный инфраструктурный проект, он без правительства РТ не будет реализовываться . Я прошу дать поручение мэрии города, если надо минтрансу РТ, чтобы подготовили официальную справку. Дороги мы будем строить, но там пока таких планов не было. 

Взгляд Файзрахмановой: Важно выиграть время?
- Хотя болевые точки в Генплане разные, у всех одна характерная особенность – проектирование велось не в интересах жителей этих мест. Понятно, что девелоперы, приобретая землю где-то в полях и переводя её под жилищное строительство, сталкиваются с вопросом, как провести дороги в отдалённые места. Купить земли вне транспортной доступности, а потом начать решать эту проблему за счёт уже живущих там граждан – ключевая системная проблема нового Генплана. Выходит, коммерческие интересы одних хотят решать за счёт жизненных интересов других. То же самое происходит и с рощей между Казанкой и ул. Гаврилова. Больше половины зелёной зоны – вместо того, чтобы облагородить и придать статус парка – отдают застройщикам. Это место в спальном районе, и застройщику уже не надо прокладывать коммуникации к территориям, отданным под застройку. Он «сажает» дополнительную нагрузку на сети, которым 40-45 лет. В итоге они быстрее износятся. У жителей Ново-Савиновского района с одной стороны отбирают предусмотренную всеми проектировочными нормами зелёную зону. С другой – нагружают существующие сети, не рассчитанные на новые мощности. По сути, застройщик отбирает у уже живущих здесь граждан комфорт, получая прибавочную стоимость. Но генпланы как элемент управления городами могут через пару лет отменить. Президент Путин к марту 2019 года поручил разработать предложения по переходу с генпланов на документы стратегического развития городов-миллионников. Это другой инструмент, в нём сначала определяют цели развития города, а потом ‒ пути их достижения. Урбанисты спорят, какой инструмент перспективнее. На мой взгляд, важен вопрос: насколько часто тем или иным инструментом привыкли добиваться целей, не связанных с городским развитием. Думаю, генпланы уже начинают использовать для «распила» городских земель. Сейчас же нормативные документы по новому инструменту развития городов ещё не разработаны и не приняты. Но Казань второй год пытается принять новый генплан, который, возможно, уже через пару лет отменят. Возможно, это нужно, чтобы успеть санкционировать решения, выгодные девелоперам, но не выгодные жителям. Урбанист Юлия Файзрахманова