Причудливый замок в Старо-Татарской слободе издали привлекает внимание.
Свой нынешний, знакомый всем облик дом принял в 1903 году: его перестроили и реконструировали в стиле модерн после большого пожара, уничтожившего массу деревянных пристроек. Это был самый шикарный особняк в Закабанье. И хотя в этом районе селились весьма состоятельные люди, однако архитектурную роскошь большинство из них считало излишеством. Газета «Казанский Телеграфъ» отмечала: «Сын шейха Шафи Шамиль строит «палаццо».
Дворец на свадьбу
Казани очень повезло, что это красивое здание не разрушили в эпоху революционного нигилизма и приступов борьбы с роскошью. Дом начали строить около 150 лет назад по заказу Ибрагима Апакова
(1821–1885), представителя богатейшей купеческой династии Казани, купца первой гильдии. Он вёл торговлю в России и Средней Азии, сбывал мануфактурный товар в Казани и губернии, а колоссальные средства вкладывал в городскую недвижимость. Он владел доходными домами в наиболее престижных и бойких местах губернского центра.Прекрасный особняк на Екатерининской улице (ныне ул. Тукая) Апаков преподнёс в качестве свадебного подарка единственной дочери Биби-Марьям. В 1884 году 18-летняя Марьям вышла замуж за отставного генерал-майора, вдовца Мухамед-Шафи Шамиля. Сына того самого шейха Шамиля аль-Гали, известного борца за национальное освобождение народов Кавказа. Шафи Шамиль дослужился в России до генеральского чина, после выхода в отставку переехал на жительство в Казань. Немало богатых слободских татар мечтало породниться с влиятельным единоверцем, но он остановил свой выбор на красавице Биби-Марьям. В 1903 году чета Шамиль поручила архитекторам Г. Рушу и Ф. Амлонгу перестроить особняк. Новоселье отметили пышно на зависть соседям.
В середине 1890-х годов в Казань к отцу переехал сын от первого брака — Мухамед-Загид Шамиль (1868–1920). Одарённый, энергичный, прекрасно образованный, он быстро стал лидером мусульманской молодёжи города. Мухамед-Загид объединил вокруг себя отпрысков знатных купеческих фамилий - Апаковых, Айтугановых, Азимовых и других. Более того, активно взялся за организацию мусульманского благотворительного общества. Он активно печатался в прессе, в том числе и в русской. В своих заметках и статьях частенько критиковал зажиточных мусульман, «гоняющихся за модным европеизмом» и забывших о неимущих и больных. Будучи чиновником по особым поручениям при казанском губернаторе, Мухамед-Загид Шамиль многое сделал для открытия первой в истории Казани филантропической организации, которая плотно занималась нуждами и проблемами именно татарского населения.
Подлинную известность Мухамед-Загид получил благодаря своим попыткам организовать публичные театральные представления на татарском языке. В 1901 году прошёл такой вечер в Казани в пользу мусульманского благотворительного общества. В помещении городского театра собрались четыре сотни зрителей-мусульман, которые с удовольствием посмотрели постановку по пьесе Островского «Волки и овцы», а также водевиль Шмитгофа «Волшебный вальс».
Впоследствии сын генерала Шафи Шамиля женился на дочери состоятельного касимовского татарина Хусаина Байбекова и перебрался в Москву. Там неугомонный внук Шамиля издавал и редактировал иллюстрированный журнал для детей на татарском языке. Для работы в журнале он пригласил дальнего родственника своей мачехи Биби-Марьям - молодого и очень талантливого писателя, будущего классика татарской литературы Фатиха Амирхана. До самой смерти Мухамед-Загид Шамиль был активнейшим деятелем сначала московской, а потом и петербургской мусульманской общин, пользовался безоговорочным авторитетом и уважением.
После смерти в 1906 году своего мужа генерала Шафи Шамиля Биби-Марьям переехала жить в Санкт-Петербург. А их общая дочь - Фатима-Зухра в 1912 году вышла замуж за выпускника Петербургского железнодорожного института Мухамеда Али Дахадаева (Махача), известного революционера, расстрелянного в 1918-м в Петровск-Порту. Кстати, именно в честь Дахадаева этот город в 1922 году и переименовали в Махачкалу.
Оппозиционер
После отъезда потомков Шамиля из Казани особняк приобрёл преуспевающий купец первой гильдии Валиулла Ибрагимов. Дом Шамиля Ибрагимов приобрел у вдовы в 1906 году. В первые годы советской власти Валиулла в числе немногих татарских предпринимателей был обложен 15-процентной контрибуцией. Гражданская позиция этого процветающего бизнесмена проявилась в его финансовой поддержке оппозиционного мусульманского движения. Опасаясь за жизнь своих четверых детей, в 1929-м Валиулла Ибрагимов навсегда покинул родину, пересёк океан, обосновавшись в Сан-Франциско, и там его дела пошли успешно. В Америке у Ибрагимовых родились сыновья Заки и Гали, дочь Марзия. Говорят, и сегодня потомки этой династии сохраняют национальные корни, традиции, язык.
Мыло Тукая
До 1984 года Дом Шамиля использовался как заурядная коммуналка, жизнь тут кипела, как в муравейнике. Новая страница началась 11 июня 1986 года, когда в нём открылся литературный музей Г. Тукая. Для выбора здания были весомые основания. Издавна местом массовых сходок в казанском Забулачье служила Юнусовская площадь. Когда 4 апреля 1913 года скончался Тукай, именно здесь собралась многотысячная толпа. Отсюда, невзирая на ужасное ненастье (так писали газеты), нескончаемая река людей провожала поэта в последний путь.
Тукай не имел своего угла, скитался по чужим домам. Поэтому до нас дошли лишь единичные предметы, связанные с его бытом. Среди них фаянсовая шкатулка, которую поэт купил сестре со своего первого гонорара, тюбетейка, его домра, металлический стакан для карандашей, плетёная дорожная корзина для путешествий.
Главное богатство Тукая - большая библиотека. В 1907–1913 годах поэт жил в номерах гостиницы «Булгар», все углы и подоконники его комнаты №49 были завалены книгами. Двери номера на втором этаже никогда не запирались, и каждый мог зайти, взять любую книгу, да и сам Тукай охотно давал их почитать. После смерти поэта библиотека бесследно исчезла.
В казанское окружение Тукая входили основоположники и актёры татарского театра, поэт много времени проводил с артистами труппы «Сайяр» и её руководителем Габдуллой Кариевым. Первой профессиональной актрисе Сахибджамал Гиззатуллиной-Волжской Тукай посвятил два стихотворения. Часто его видели в знаменитом «Шарык-Клубы» («Восточный клуб»), где проходили встречи, лекции, музыкальные вечера, театральные представления. 15 апреля 1909 года Габдулла Тукай выступил здесь с лекцией о народном творчестве. Произошло это случайно. Однажды поэт в шутку сказал приятелю-журналисту, что намерен читать лекцию. А тот взял и напечатал заметку в газете. Давать опровержение Тукай посчитал неудобным и, наскоро подготовившись, решил выступить… Поскольку он несколько лет собирал народные песни и баиты, то лекция прошла блестяще, а её текст позже издали отдельной книгой.
Когда поэт скончался, все татарские газеты посвятили ему специальные номера. В знак траура отменили рабочий день в издательствах, книжных магазинах, занятия в медресе. Целую неделю пресса печатала
письма и телеграммы со словами скорби из самых разных уголков страны. А предприимчивые фабриканты начали производство товаров с маркой «Тукай» - «Конфеты Тукая», «Мыло Тукая» и так далее. Огромными тиражами вышли открытки с изображением покойного поэта. Только в 1913 году вышло пять его книг……Дом Шамиля не только является жемчужиной Старо-Татарской слободы, он включён в реестр объектов культурного наследия РФ. Несмотря на федеральный статус, музей более 10 лет ожидал финансирования капитального ремонта. Но, кажется, чёрная полоса закончилась: в конце ноября 2015 года Президент Татарстана ознакомился с экспозицией музея, оценил вместе с экспертами общее состояние музейного особняка. Он поручил провести обследование объекта и разработать новый проект реставрации, также разработать проект принципиальной реновации устаревшей музейной экспозиции.
Смотрите также:
- Звезда Боратынских. В казанской усадьбе поэта назвали самый ценный экспонат →
- Салон у Шарифа. Каким будет Дом татарской книги? →
- В Казани отпраздновали возрождение «Боратынки» →