Пастырь такого уровня не был у нас ровно 11 лет. С тех пор, как Алексий II передал Казани Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери и провёл первую литургию в отреставрированном Благовещенском соборе Казанского кремля.
По своей воле
Глава РПЦ побывал в Свияжске, Раифе, встречался с президентом РТ, муфтием республики. Кульминацией стала литургия в Благовещенском соборе, на которой тропарь (краткое песнопение) исполняли и на татарском языке. После литургии 10 тыс. верующих прошли крестным ходом до Богородицкого монастыря, на месте которого 437 лет назад была обретена Казанская икона Божией Матери. Многие были разочарованы, не увидев во главе шествия патриарха.
«То, что патриарх не возглавил крестный ход, ни в коем случае не связано с дистанцированием от верующих. Это связано с большой нагрузкой в ходе визита, - сообщил игумен Евфимий (Моисеев), первый проректор Казанской православной духовной семинарии. - К тому же в соборе было достаточно душно, да и для крестного хода был избран не самый короткий маршрут».
То, что список иконы несли Павел Астахов, детский омбудсмен, Денис Калинкин, глава исполкома Казани, тоже понравилось не всем. Владимир Беляев, политолог КНИТУ - КАИ, назвал это прямым вмешательством государства в религиозные дела. «У нас светская страна, - сказал он. - Государство не должно влезать в духовную сферу. У него свои задачи: обеспечение достойного уровня жизни граждан».
«Участие чиновников в крестном ходе не планировалось, - пояснил игумен Евфимий. - Они пришли на богослужение как верующие. Когда встал вопрос, кто из мирян понесёт икону, организатор хода обратился к стоявшим в первых рядах. Они изъявили желание нести образ».
В закрытом режиме
На территории Богородицкого монастыря, где заложили камень в основание воссоздаваемого собора, было много не только чиновников, но и священников - как православных, так и мусульманских. «Ну, где ещё на Земном шаре это возможно?» - оценил живой пример толерантности патриарх.
«С муфтием РТ патриарх говорил о мусульманах как о своих союзниках, - сказал Рустам Батров, первый заместитель муфтия РТ. - Подчеркнул, что мы стоим на единых позициях, «ислам нам (РПЦ. - Прим.) ближе, чем некоторые западные христиане, отвергающие традиционные ценности».
Думаю, если бы глава РПЦ приехал в Татарстан раньше, он не критиковал бы республику (в 2015 году Кирилл заявил, что власти Татарстана не предоставляют школьникам возможность изучать основы православной культуры в рамках «Основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ)». - Прим.). У нас в каждой школе действуют те модули ОРКСЭ, что выбрали родители. Издалека главе РПЦ не совсем были понятны нюансы нашего региона. Сейчас он увидел, чем живёт Татарстан, как чувствуют себя православные, мусульмане».
«Патриарх в ходе своего визита уделил академии самое серьёзное внимание, - сообщил игумен Евфимий. - Пока рано говорить об окончательных решениях, но курс на возрождение Казанской духовной академии поддержан Святейшим, и в настоящее время прорабатывается вопрос о передаче исторического здания академии РПЦ».
Президент РТ Рустам Минниханов напомнил на закладке собора библейскую мудрость: «Есть время разбрасывать камни, и есть время их собирать». Но, говоря о «камнях нашей духовности», упомянул только возрождение всемирно известного собора и строительство Болгарской исламской академии.