Почему быть разными – это хорошо, и в чём секрет устойчивости многонациональных и многоконфессиональных обществ? Каким образом многонациональность, многорелигиозность помогают международному сотрудничеству в наше непростое время? Эти проблемы обсуждали в Казани более 20 экспертов из России, Египта, Ирана, Малайзии, ОАЭ, Пакистана, Сербии и Таджикистана на конференции международного дискуссионного клуба «Валдай». Журналисты kazan.aif.ru стали участниками Круглого стола и организаторами информационного сопровождения.
Цветущий сад и дикие джунгли?!
Конференция «Религиозное многоголосие и национальное единство» - уже третий форум «Валдая» в столице Татарстана. В 2007 году Казань стала площадкой для мероприятий IV Валдайского Ежегодного заседания, а в 2021 году принимала экспертов и гостей Центральноазиатской конференции клуба.
Сейчас клуб решил обратиться к фундаментальным вещам, определяющим внутренний порядок в государствах – к связи религии, культуры и политики. Выбор этой темы понятен - мир находится на духовном и интеллектуальном перепутье.
«Мы живём в переломную эпоху человеческой истории, - констатировал митрополит Волоколамский, викарий Святейшего патриарха Московского и всея Руси Антоний. – Наше Отечество противостоит по многим вопросам – группе могущественных и развитых государств мира».
По оценке руководителя администрации президента Татарстана Асгата Сафарова, сейчас Россия переживает один из «решительных этапов своего развития». В условиях беспрецедентного санкционного давления на первое место выходит задача по укреплению межнационального и межрелигиозного мира и согласия.
Митрополит Волоколамский Антоний, говоря об особенностях российского общества, подчеркнул, что «мы сумели построить, не побоюсь громкого слова, образцовую модель сотрудничества между всеми традиционными религиями нашей страны». Народы России прекрасно понимают, что нужно знать и уважать культуру, традиции друг друга. В этом спикер видит ключевое отличие россиян от доминирующей сегодня во многих странах мира идеи о собственной исключительности и превосходстве.
«Россия заслуживает того, чтобы в сегодняшнем мире стать оплотом истины», - резюмировал митрополит Антоний.
Заместитель директора Института философии, политологии и права им А.Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана Рустам Хайдаров отметил, что современная история, к сожалению, показывает убеждённость коллективного Запада в том, что весь не западный мир, Азия, Африка, Латинская Америка должны жить по навязанным Западом правилам, стандартам и антигуманным псевдоценностям.
«Западные политики считают, что именно страны Европы являются цветущим садом, а весь остальной мир – всего-навсего дикие джунгли, - сказал эксперт. - Однако Россия не захотела жить по правилам, которые ей хотел навязать коллективный Запад. Сегодня обновлённая Россия выступает за равный диалог и сотрудничество между всеми странами международного сообщества с учётом культурного, религиозного и этнического многообразия».
По мнению Рустама Хайдарова, именно Россия выступает сегодня гарантом сохранения мира и стабильности в Евразии. Россия успешно защищает свой суверенитет, своё право на собственный путь развития. Этот успех стал возможен благодаря тому, что руководство России смогло укрепить основы политической, экономической стабильности, а также обеспечить национальное единство в российском обществе.
Новые ресурсы
Рассуждая о будущем, эксперт из Таджикистана назвал культурный ресурс, на базе которого Россия могла бы выстроить новую восточную политику в Центральной Азии. Это религиозно-культурная схожесть, общность большинства традиций народов российского Кавказа, Поволжья и Центральной Азии.
Рустам Хайдаров считает, что в новой восточной политике России в Центральной Азии, особенно со странами с мусульманским населением, необходимо использовать экономический и культурный потенциал российских регионов с мусульманским населением – Кавказа и Поволжья. Этот фактор позволит России с минимальным ущербом перестроить свою экономику, минимизировать негативное влияние экономических санкций коллективного Запада.
«Многообразие – это наша сущность, - вступила в дискуссию профессор политологии Каирского университета Нурхан Эль-Шейх. – Все мы друг от друга чем-то отличаемся. Быть одинаковыми невозможно. Это хорошо – отличаться. Но нужно понять, как извлекать выгоды из этого различия и разнообразия».
По мнению Нурхан Эль-Шейх, чтобы извлечь выгоду из многообразия, необходимо искать общие вещи – как в пределах одной страны, так и между разными государствами – ведь все мы живём на планете Земля. Наши отличия мы можем использовать как силу, а не для того, чтобы они порождали конфликты.
Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин напомнил, что ценности, которые несут традиционные религии, - общие для всех народов. Все воспевают целомудренность, благонравие. В качестве примера общей традиции многих религий, не только ислама, он назвал покрытие головы платком. Это есть и в христианстве, и в иудаизме. Женщины в России всегда покрывались и таким образом защищали себя от непристойных взглядов и мыслей.
«Но сегодня мы вынуждены наблюдать, как девочек в российских школах заставляют снимать платки. То есть со школьной скамьи мы внушаем нашим детям, что быть верующим и следовать законам Всевышнего – это неправильно. Но почему? – недоумевает Камиль хазрат. – Хвала Всевышнему, в России на государственном уровне нет исламофобии. Более того, в этом году на федеральном уровне при поддержке президента России мы отметили 1100-летие принятия ислама в Волжской Булгарии. И таким образом, Россия открылась для глобального мира с новой стороны: как часть исламского мира».
Муфтий Татарстана напомнил, что в исключительных обстоятельствах исламские религиозные деятели страны в разные годы сплачивали людей и воодушевляли их. Муфтий ЦДУМ России Габдрахман хазрат Расулев в 1942 году издал фетву с призывом мусульман к единодушной борьбе против фашизма, внёс личные средства на строительство танковой колонны. И советские мусульмане, оставив в сторону все свои обиды на большевиков, последовали этому призыву и пошли на фронт защищать нашу общую Родину.
«Мусульмане, которые сегодня сражаются в зоне специальной военной операции, тоже должны знать, за что они ушли: чтобы защищать свою Родину, на которой свободно живут и исповедуют религию их единоверцы», - резюмировал Камиль хазрат Самигуллин.
Дид Хамбо-лама Буддийской традиционной Сангхи России по Северо-Западному региону Буда Бадмаев сравнил Россию с огромной семьёй, ведь в нашем государстве живёт огромное количество народов. Каждый народ обладает своей внутренней истиной.
«Коммунисты, по сути, хотели создать одну религию. Но не получилось, - высказался Буда Бадмаев. – Считаю, каждому народу нужно по-своему объяснить значение духовно-нравственных ценностей. В любой семье бывают конфликты. И каждый должен быть готов, как в семье, понимать другого человека и уступать ему. Это согласие мы должны взрастить, чтобы не конфликтовать. Мы должны найти ясный способ понимания друг друга и понимания духовного содержания, на котором базируемся. Мы должны его защищать, и тогда мы сможем ответить на все вызовы мира».
По словам Буды Бадмаева, буддисты также участвуют в специальной военной операции на Украине, так они защищают духовно-нравственные ценности своей страны.
Не в проповеди, а на деле
Участники дискуссий не просто обдумывали идеи, они рассуждали о том, как их претворить в жизнь.
«Очень важен механизм, как это может осуществляться не в проповеди, а на деле, - подчеркнул директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Искусство – этот тот язык, который понимают все, это мега-язык, он сближает людей. Музей «вынимает» памятники культуры из их контекста – религиозного, бытового – и ставит в другой контекст, где они оказываются в диалоге».
Совершенно замечательной вещью назвал Михаил Пиотровский хранящееся в Эрмитаже надгробие из средневекового Крыма с арабскими надписями времён Золотой орды. На нём с одной стороны изображена лампа – символ ислама, с другой стороны – крест.
«Есть много разных толкований, как всё это вместе получилось. Но в любом случае это символ того, что все существуют вместе», - подчеркнул Пиотровский.
Ещё одним ярким примером директор Эрмитажа назвал работу фонда «Возрождение» , который восстанавливает исторические памятники в Татарстане. Благодаря этому фонду в республике возродили Болгар, Свияжск, Казанский собор Божией Матери, другие знаковые объекты.
«Через восстановление памятников – вместе, рядом - через этот диалог люди понимают, что это всё общее, и это можно делать вместе», - подчеркнул Михаил Пиотровский.
Основатель фонда, первый президент Татарстана, государственный советник РТ Минтимер Шаймиев поделился воспоминаниями о том, как перед 1000-летием Казани, которое отмечали в 2005 году, он собрал руководителей крупнейших хозяйств республики. Тогда было намечено строительство нескольких объектов наследия. Был урожайный год, и руководители хозяйств согласились реализовать по 2 центнера зерна для создания фонда, средства из которого направят на возрождение духовности.
«Тогда мы собрали 32 миллиарда рублей в неденоминированных деньгах, - подчеркнул Минтимер Шаймиев. - Это послужило основой для создания фонда «Возрождение». Мы возрождаем материальное наследие и одновременно обретаем духовность.
Если в 1986 году в Татарстане было всего 18 мечетей и 15 православных храмов, то сейчас уже более 1500 мечетей и 500 православных храмов… Всё преодолевается - надо только действовать!»