Кому поднимать на крыло Ту-214: вузам не хватает абитуриентов-технарей

Многие ли мальчишки выберут создание летательные аппаратов делом жизни, зависит от взрослых. © / pixabay.com

В то время как власти говорят об остром дефиците инженеров на предприятиях, а родители выпускников школ встают и ложатся с одной мыслью – каким бы правдами и неправдами отправить ребенка в вуз, оказывается, казанским университетам...  не хватает абитуриентов-технарей. В ситуации разбирался «АиФ Казань».

   
   

Армия разносчиков пиццы

О кадровом голоде в промышленности, в частности, на предприятиях  оборонно-промышленного комплекса,  в РТ заявляют на всех уровнях.  Например, глава татарстанского минпромторга Олег Коробченко, подводя на коллегии итоги 2022 года, отметил, что предприятия оборонно-промышленного комплекса кратно увеличили производство продукции, при этом они задыхаются от нехватки кадров: с сентября трудоустроены больше 5 тыс человек, но еще 4 тыс. не хватает. С проблемой пытаются справиться, зазывая работников из других регионов – за одного такого человека возмещают 12 минимальных размеров оплаты труда, помогают  приезжим с арендой жилья и так далее.

Дефицит кадров наблюдается и на авиастроительных предприятиях, а ведь  перед Татарстаном стоит задача наладить серийный выпуск гражданских Ту-214 и стратегических ракетоносцев Ту-160М («Белый лебедь»). С конвейеров в Казани должны сходить 10 гражданских воздушных  судов в с дальнейшим ростом до 20.

Молодых людей сманивает сфера услуг, считает министр. «Мы должны сделать все, чтобы огромная армия курьеров, таксистов, разносчиков пиццы приобрела нормальную профессию и работала на наших заводах», - обозначил он путь выхода.

Ау, физики

А что же с образованием? Многие вузы сегодня столкнулись с тем, что не могут подготовить то количество инженеров, которое от них ждут. И вовсе не потому, что не хватает преподавателей или аудиторий, а потому что школьники в погоне за баллами на ЕГЭ выбрали относительно легкие предметы историю и обществознание и теперь не могут пойти в технический вуз.

«В прошлом году сдали  ЕГЭ по физике примерно 3 300 выпускников школ в РТ (при этом обществознание выбрали более 6 тыс школьников. - прим. корр). Из них только человек 600 в принципе интересует инженерная специальность. Еще часть получили низкие баллы. Между тем только в нашем вузе бюджетных мест по инженерным специальностям более полутора тысяч,  а есть ещё КФУ, КГАСУ, энергетический университет, химико-технологический», - отмечает заведующий кафедрой экономики и управления на предприятии КНИТУ-КАИ, к.э.н. Мансур Сафаргалиев, который пять лет проработал в приемной комиссии КНИТУ-КАИ.    
   

Умные мальчишки, интересующиеся техникой, не перевелись. Но когда речь заходит о выборе выпускных экзаменов  в 11 классе, многие выбирают  более «легкие» предметы. А может, их сбивают с пути педколлективы школ,  от которых требуют поднимать средний балл результатов ЕГЭ.

«Мы посчитали: обществознание и историю для дачи выбирает 75% выпускников. Я ничего не имею против гуманитариев, я и сам экономист, но мы с такой диспропорцией, что называется, в космос не полетим»,  - убежден Мансур Сафаргалиев.

Сайт Вузотека сообщает, что в вузах РТ есть 178 программ, для поступления на которых нужны предметы математика, физика и русский язык. Позиция «информатика и ИКТ,  математика, русский язык», которая находится на втором месте, ощутимо отстает – 146 программ, а ниже по списку идут направления без физики - 70  программ и меньше.

Выпускники сами ставят себе подножку, ведь среди сдавших историю и обществознание конкуренция при поступлении в университеты намного выше, резюмирует  Мансур Сафаргалиев.

Какая зарплата у инженера?

За первый квартал 2023 года на hh.ru в Татарстане работодатели разместили 1 098 вакансий инженеров, диапазон зарплат составляет 56 - 115 тыс. рублей. По количеству таких вакансий РТ — на третьем месте по Поволжью, больше вакансий инженеров разместили только в Башкирии и Нижегородской области.

Для сравнения, год назад — с января по март 2022 года — было размещено 902 вакансии с диапазоном зарплат от 45 000 до 100 000 рублей, регионы-лидеры по числу вакансий не менялись.

Активно искали сотрудников предприятия, так или иначе связанные с авиастроением. В компаниях этой сферы в республике сейчас открыты порядка 1,5 тысяч вакансий, из них более 100 вакансий инженера с зарплатным диапазоном от 45 до 82 тыс.

В целом в сфере производства ситуация сейчас складывается в пользу соискателей — на одну вакансию приходится 2 кандидата (при этом здоровым уровнем конкуренции считается 6 специалистов на вакансию). В сфере инженеров-авиастроителей дефицит кадров еще выше в силу редкости профессии, сообщает hh.ru.