Из троечников в чемпионы. Секреты одного из лучших учителей Татарстана

Венера Вольская / АиФ

Учитель математики - о «ботанах» и превращении троечника в чемпиона.

   
   

10-15 лет назад татарстанские школьники  редко побеждали во всероссийских олимпиадах по математике. А сегодня наши ребята выигрывают на международных состязаниях.  «Дети не изменились, изменилась система обучения», - объясняет Людмила Лазарева, руководитель совета по подготовке к Всероссийской и Международной олимпиаде школьников по математике.

«Плач математика» 

- Людмила Юрьевна, на всероссийском состязании в этом году из 26 участников из Казани 13 стали победителями, 8 – призёрами. Что нужно, чтобы воспитать чемпионов? 

Людмила Лазарева. Фото: АиФ/ Венера Вольская

 - Для подготовки победителя нужно пять лет непрерывного труда. Учёба интенсивная – по 2-3 часа самостоятельной работы в день. Два раза в неделю ребята приходят в кружок, чтобы показать, что решили за неделю, получить новые задания. Ездят в лагеря выходного дня, летом - на длинную смену. 

- Должно быть сильное желание, чтобы заниматься по такому графику. Что подвигает детей?

- Главный мотив – это «интересно». Очень яркое ощущение, когда думаешь-думаешь – и вдруг озарение, из разрозненных фрагментов складывается картина. Это радость, знакомая людям, которые любят решать головоломки. Математика, как определил Пол Локхард, автор эссе «Плач математика», - «искусство ткать узоры из идей». В школе оно часто формализуется, и мы не можем в полной мере оценить его красоту.

Досье
Людмила Лазарева родилась в Казани в 1978 году. Окончила КГУ. Председатель предметной комиссии по матема­­тике министерства образования РТ, которая занимается организацией подготовки к олимпиадам. Член жюри республиканской олимпиады по математике. Замужем, есть сын и дочь.
Формулы, числа, синус-косинус - не самое главное в математике, как ноты - не самое важное в музыке.

- Многие родители не горят желанием отдавать в математику - мол, вырастет «ботан», уж лучше спорт.

   
   

- Так и не нужно противопоставлять. Наоборот, выиграет на олимпиаде скорее здоровый, развитый ребёнок. Наши ребята - весёлые, заводные, просто им нравится ещё и думать. Раз в неделю мы вместе ходим на волейбол.

- Как вы объясняете, для чего нужно знать «царицу наук»? Она нужна далеко не каждый день.

- Не соглашусь! Умения действовать логично, распределять работу, вырабатывать эффективную стратегию помогают в любой сфере. В бизнесе, к примеру. А у ребят математика развивает логику, другие предметы лучше идут.

Математический лагерь Фото: АиФ/ Венера Вольская

- Если способный ребёнок не особенно хочет заниматься, как вы поступаете?

- Что такое одарённость? Интеллект, творческие способности и мотивация. У детей эти компоненты развиты в разном соотношении. Если надо поднять мотивацию, в первую очередь создаём благоприятную среду. Мы проводим спецзанятия на развитие мотива, например, когда дети решают задачи, соревнуясь командами. Если не получилось выиграть, к следующим соревнованиям они начинают заниматься по своей инициативе.

- Если математика в первом классе идёт плохо, это уже навсегда?

- Необязательно. Эти способности только развиваются, их можно оценить классу к пятому. Кстати, мы смотрим не по тестам, а по процессу деятельности. У нас был мальчик, который за урок решал одну задачу, а другие десять. Потом оказалось, что он решает одну, но любую. В итоге стал призёром международной олимпиады по математике. Просто он погружается в задачу глубоко и надолго. Между прочим, Альберт Эйнштейн был троечником по математике.

Фото: АиФ/ Венера Вольская

- А как всё-таки сделать так, чтобы у младшеклассника этот предмет «пошёл»?

- Занимаясь с сыном или дочкой, важно не отбить желание учиться. Это в начале школы важнее, чем освоить умения. Если мама считает, что предмет - ужас-ужас, ребёнку это передаётся. Хорошо использовать «зелёную ручку»: отмечать то, что маленький ученик сделал правильно или хорошо. Кстати, логическое мышление обычно сильнее у мальчиков, но в начальной школе часто оценивают  больше красивый почерк или умение аккуратно записать.

Математический лагерь Фото: АиФ/ Венера Вольская

- Что дают школьникам победы в олимпиадах?

- Победитель Всероссийской олимпиады получает 60 тыс. рублей, призёр - 30 тыс. рублей. Но, к слову, родители тратят на подготовку намного больше. Призёрам всероссийского состязания автоматом начисляют 300 баллов по ЕГЭ. А также дают право поступления в любой вуз РФ, где математика является профильным предметом. На 2-3 курсах их часто берут на заметку в организациях с мировым именем. А после окончания вуза большинство устраивается на высокооплачиваемую работу.

-  Получается, большинство уезжает из республики?

- К сожалению, это так. Но хотя бы не из страны, как это происходит с одарёнными физиками, биологами, химиками. Математики не настолько зависимы от материальной базы, как учёные естественно-научного направления.

- Работа с одарёнными детьми в России проигрывает или выигрывает в сравнении с США и Европой?

- Судя по нашим результатам, часто мы намного сильнее.

Где мужчины?

- Уровень математики таков, что в средних классах родители вынуждены нанимать репетиторов. Не пора решать проблему глобально?

- Я тоже не уверена, что тригонометрия на том уровне, на котором её преподают, нужна каждому школьнику. Поэтому ЕГЭ разделили по уровням: профильный - для поступающих в технические вузы, и ЕГЭ как выпускной экзамен. И это только начало. В 2013 году Правительство РФ приняло Концепцию развития математического образования.Созданы группы специалистов, которые решают, какая именно математика нужна. Кроме того, в РФ открыли шесть образовательных  центров, в том числе в Казани.

- А когда в школах будет больше мужчин-математиков?

- Когда будет достойная зарплата. В маленьких городах, где на предприятиях зарплаты невысокие, мужчины уже составляют значительную долю. Кстати, победителей олимпиад часто готовят именно мужчины.

Смотрите также: