От Министерства гражданской авиации СССР:
«Министерство ГА СССР сообщает, что 30 августа 1983 года в районе аэропорта Алма-Ата произошла авария пассажирского самолета ТУ-134, выполнявшего рейс по маршруту Казань-Челябинск-Алма-Ата. Пассажиры и экипаж погибли. Причины аварии расследуется специальной комиссией. Министерство гражданской авиации СССР выражает глубокое соболезнование родным и близким погибших».
Вот такое сухое официальное сообщение было напечатано в газете «Советская Татария».
За следовавшим на посадку Ту-134 шел Ил-62СССР-86609. Диспетчер подхода Юрий Николаевич Гурьев планировал первоочередную посадку для Ту134А, поскольку тот шел первым. Но экипаж «стотридцатьчетверки»,следуя к точке третьего разворота, по ошибке взял курс 199 градусов, вместо 145. Самолет начал уклоняться к западу , оказавшись дальше аэропорта , чем Ил-62. Поэтому в 20:08(23:08 по местному времени) диспетчер решил сажать Ил-62 первым, отправив Ту-134А в район ДПРМ, чтобы создать безопасный интервал между самолетами.
Диспетчер не исправил ошибку
В 20:12:10 диспетчер приказал экипажу занять курс 230. При выполнении разворота с большой скоростью и малым креном (14градусов) самолет вышел за пределы воздушного коридора и оказался на курсе 230 с боковым уклонением 4-5 км от створа ВПП (взлетно-посадочной полосы). Диспетчер не исправил этой ошибки экипажа.
Перепутали курс полета
Дальше ошибки начали накладываться одна на другую: ситуация из нештатной превратилась в катастрофическую. Об этом свидетельствует записи речевого самописца:
20:15:10 Диспетчер: «129, четвертый разворот влево выполняйте, занимайте 600»
В этот момент самолет находился на удалении 30,7 км от ВПП. Но аэропорт Алма-Аты окружен горами и минимальная высота в том районе составляла 4620 м.
20:15:17 Второй пилот : «129, левым к четвертому , 600».
20:15:19 Штурман: «Курс 140».
20:15:20 КВС: «140»
20:15:51 КВС: «Куда завез, елки!»
ВП: «Черт, далеко угнал».
Бортинженер: Там борт разворачивается (Ил-62 СССР-86609).
20:16:22 ВП: «Тут (неразборчиво) нормально, далеко что- то».
20:16:26 КВС: «Да вижу. Меня это не волнует, там горы сейчас, понял?»
20:16:33 ВП: «Да, да»
20:16:35 Д: «129, нажатие прошу» (просьба нажать на кнопку самолетного ответчика УВД СОМ-64 , что бы на экране диспетчерского радара появилась фактическая высота , скорость и курс самолета).
20:16:37 ВП: «129, даю нажатие, курс 140»
20:16:42 Д: «129, курс 40, левым продолжайте разворот»
Зная, что самолет находится вне установленной схемы захода на посадку и разворачивается в сторону гор, диспетчер круга Виталий Илющенко проявил преступную беспечность и разрешил экипажу продолжать разворот. Исполняющий обязанности руководителя полетов Анатолий Бобровский, наблюдавший за этим , не принял никаких мер.
Не успел договорить
20:16:48 ВП: «Продолжаю разворот на курс 40, 129»
20:16:54 КВС: «Спокойно, что ты дергаешь?»
ВП: «600» (высота 600метров)
КВС: «Ну что ты, она и будет 600, я же дал режим уже, все»
20:16:59 ВП: «У меня 560 уже»
20:17:02 Срабатывает прерывистая звуковая сигнализация ССОС.
20:17:04 Экипаж: «Ети ее мать».
20:17:07 Бортинженер: «Да выключите это».
20:17:08 Срабатывает непрерывная звукавая сигнализация ССОС.
20:17:14 КВС: «Стой, хорош».
20:17:16 «Что это?» (возможно, в этот момент летчики увидели горы)
20:17:22 Бортинженер: «Что вы , б…, выключить…»
Сказать «не можете» он не успел. В следующую секунду самолет на высоте 1365 м над уровнем моря ( 690м над уровнем аэродрома) врезался в склон горы Долан высотой 1403м и взорвался. Очевидно, пилоты в последний момент перевели самолет в энергичный набор высоты, пытаясь уйти от столкновения, но было уже поздно. Погибли все находившиеся на борту; обломки были разбросаны в полосе длиной 270м и шириной 180м .
Эпилог
Это была вторая крупная авиакатастрофа в истории Казанского авиотряда - 28 августа 1979 года за 4 года до описываемых событий в воздухе развалился Ту-124 , следовавший по маршруту Одесса-Киев-Казань.