Дело о потерянных калориях. Татарстанцы переплатили за тепло полмиллиарда?

Обиднее всего, когда при таких ценах на отопление в квартирах холодно. © / Александр Фирсов / АиФ

Татарстанская ресурсоснабжающая организация три года выставляла плату за несуществующие утечки тепла жильцам дома на ул. Кул Гали. На днях Арбитражный суд Поволжского округа вынес решение взыскать сумму необоснованного обогащения с энергетиков в пользу УК «Бастион». В республике тепло от этой компании получают более пяти тысяч домов в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и Заинске. Сделают ли теперь перерасчёт остальным жителям?

   
   

Норматив на утечку

«Процесс длился с декабря 2017 года, - рассказал «АиФ-Казань» юрист, специализирующийся на судебных делах в сфере ЖКХ, Андрей Железнов-Липец, представляющий интересы УК «Бастион».  – Суть вот в чём: «Татэнерго» начисляло так называемые «нормативные потери» сверх показаний общедомового прибора учёта - 0,25% от общей массы теплоэнергии. Однако, если бы потери были, то их бы зафиксировал счётчик. Однако счётчик это не зафиксировал. А значит, мы не должны платить. Постановление Правительства РФ №354 гласит, что платить надо исключительно по счётчику».

В свою очередь «Татэнерго» апеллировало к другим нормативным актам - Правилам коммерческого учёта тепловой энергии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. №1034, и соответствующей методике, утверждённой приказом Минстроя России от 17.03.2014 г.№99, где нормативные потери фигурируют.

«Постановление №354 определяет общие принципы учёта теплоэнергии внутри дома,  то есть то, как должны распределяться начисления (отношения между исполнителем коммунальных услуг и населением), - прокомментировали свою позицию редакции в «Татэнерго». – Но мы производили свои начисления жилищной организации, а не населению  и делали это в соответствии с законодательно утвержденной методикой».

В этом споре суд встал на сторону потребителя, посчитав, что иные нормативные акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу, а последний в статье 157 весьма конкретен: платить надо по показаниям приборов учёта. Решение суда уже вступило в силу, однако энергетики намерены его обжаловать в Судебной коллегии Верховного суда РФ.

«Мы подсчитали, что в год на средний дом начисляли дополнительно около 30 тысяч рублей. Умножайте на количество домов, которых снабжает теплом «Татэнерго» (их более 5000 по республике), и получится цифра в 150 млн рублей в год, или 500 млн рубей за три года. Это примерные цифры, но взяты не с потолка», - резюмирует Железнов-Липец. – Сейчас мы планируем подать коллективные иски, речь идёт примерно о 50-ти домах».

Конечно, не все пойдут судиться ради 90-100 тысяч рублей, но теоретически такая возможность у УК и ТСЖ есть. Надо понимать, что автоматического перерасчёта делать никто не собирается. Поэтому этот вопрос можно решить только через суд.

   
   

На чем ещё теряем?

Это не единственный пример странностей нашего жилищно-коммунального законодательства: «АиФ-Казань» уже писал о том, что жители домов с индивидуальными тепловыми пунктами оплачивают горячую воду с «нормативными потерями», которых просто не может быть. Потери выливаются в круглую сумму – более 800 млн рублей в одной только Казани, подсчитал наш постоянный эксперт, теплоэнергетик Геннадий Сомов. Куда он только по этому поводу не писал, однако в минстрое РТ утверждают: потери заложены законно, по 306-му постановлению правительства РФ. От других надзорных органов тоже приходят одни отписки. Найдутся ли желающие посудиться и оспорить эти нормы? 

Также жильцов при расчете платы за отопление обсчитывают на площадях.