Чудотворная нашлась! Какую Казанскую икону Богоматери обнаружили в Москве

«Мы видим перед собой подлинник чудотворного образа Казанской Божьей Матери, перед которым молились Пожарский и Минин и которая спасла наш народ от иностранной интервенции и неизвестно от каких последствий этой интервенции», - сказал перед началом литургии в Успенском соборе Московского Кремля Патриарх Кирилл. © / Московская Патриархия

Сенсация в День народного единства, когда Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл заявил об обнаружении Чудотворной Казанской иконы Божией Матери, дала новый виток спорам о судьбе пропавшей в 1904 г. в Казани святыни.

   
   

Спасла от интервентов

Напомним, праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства установлен в память об избавлении в 1612 г. Москвы и России от интервентов. Тогда в частях ополчения находилась Казанская икона Божией Матери, которая была списком с образа, явленного в Казани в 1579 г.

«Мы видим перед собой подлинник чудотворного образа Казанской Божьей Матери, перед которым молились Пожарский и Минин и которая спасла наш народ от иностранной интервенции и неизвестно от каких последствий этой интервенции», - сказал перед началом литургии в Успенском соборе Московского Кремля Патриарх Кирилл.

По его словам, образ датирован 1580 г. Икона исчезла в 1918 г., когда был закрыт Казанский собор Божией Матери, построенный князем Пожарским на Красной площади в Москве. Икона находилась в этом соборе. Позже следы её теряются. Выяснилось, что  образ хранился в резиденции Патриарха Московского и Всея Руси в Переделкине среди икон, предназначенных для дарений храмам. Эксперты дали заключение, что икона принадлежит эпохе, в которую был создан явленный в Казани образ.

Явленная или список?

Сразу же после литургии начались споры о том, что за икону обрели в Москве - явленную в Казани или список. Как уточнили в Русской православной церкви, обретённая чудотворная Казанская икона Божией Матери возвращена Патриархом Кириллом на своё историческое место — в Казанский собор на Красной площади Москвы. Она является московским чудотворным списком (копией. - Авт.) первообраза, явленного в Казани в 1579 г. Но как он оказался в Первопрестольной?

По данным казанского краеведа Анатолия Елдашева, список сделали для царя московские иконописцы, которые в конце XVI вв. находились в Казани, работали в Свияжске. Сама же обретенная икона осталась в Казани. Тогда это была местночтимая икона - всероссийское почитание она получила с 1649 г. по Указу царя Алексея Михайловича.    
   

«Сколько именно было сделано списков, сложно судить. Думаю,  по крайней мере 20. Все они являются самостоятельными иконами, - уточняет Анатолий Елдашев. - Да, бытует мнение, что царю в Москву, как правило, отправляли явленные иконы, а списки оставляли в тех местах, где были обретены первообразы. Но в житии Гермогена - будущего Патриарха Московского и Всея Руси, который был свидетелем обретения чудотворной иконы в Казани, сказано, что в Москву отправили именно список. К тому же известно, что Екатерина II, приехав в Казань, украсила образ короной с 500 бриллиантами и 100 алмазами. Вряд ли это было бы сделано, если икона являлась списком».

Украденная из Казани икона цела?

Первообраз - икона, которую нашла на пепелище в Казани девочка Матрона, в 1904 г. выкрала из Богородицкого монастыря банда вора Чайкина. Образ до сих пор не найден. Но споры о его судьбе не утихают.

«Суд, вынесший приговор Чайкину, пришел к однозначному решению, что явленная икона все-таки была сожжена, - отмечала старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Рублева Наталья Чугреева.

По мнению Анатолия Елдашева, шанс найти явленную икону всё же есть.

«Экс-советник мэра Казани, участвовавший в подготовке передачи Казани Ватиканского списка иконы в 2005 г., Дмитрий Хафизов считал, что Чайкин похитил икону по заказу какого-то преступника, которому он был должен много денег, - говорит Елдашев. - Сам Чайкин должен был взять себе лишь украшения иконы. Банда вынесла из храма две иконы – Божией Матери и Спаса Нерукотворного. Вторую икону сожгли, чтобы имитировать сожжение обеих».

Но вот источник этой версии Хафизов не раскрыл.

КСТАТИ

Явленный в 1579 г. образ был привезён в Казань, утверждала Наталья Чугреева на основании сообщения Пискаревского летописца. 
«Икона, которую девочка Матрона обрела в 1579 году на пепелище, была привезена в Казань некой девицей из Великого Новгорода, - говорила старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Рублева. - Икона была привезена сюда неким мурзой, который взял из Новгорода девицу и с ней приехал сюда. Будто бы эта девица перед смертью скрыла этот образ, опасаясь, что его осквернят. Примерно через 6 – 8 лет образ обрела после страшного пожара девица Матрона. Свидетелем этого обретения был митрополит Казанский Гермоген, ставший затем Патриархом».
В Казани в музее ИЗО РТ хранится икона-ровесница явленного образа, датированная последней четвертью XVI в. 

Икону-ровесницу явленного в Казани образа можно увидеть в музее ИЗО РТ. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

«Эта икона прибыла в музей в 1962 г. из церкви Четырёх евангелистов, которая находилась напротив театра Г. Камала, - говорит Анатолий Елдашев. - После того, как древнюю икону восстановили, она прошла экспертизу».

Кроме того в Казани хранятся и другие чудотворные иконы - не менее  почитаемые.