Ежегодно в Татарстане в розыск объявляют около 300 детей, сбежавших от родителей и из соцприютов. Как правило, причинами становятся непонимание со стороны родителей, желание попутешествовать или жить самостоятельно. О том, почему в побегах чаще всего виноваты родители и как не допустить подобных протестов, – в материале «АиФ-Казань».
Хороших девочек тянут плохие
В Татарстане с начала 2020 года зарегистрировали 68 случаев побегов детей из семей и социальных приютов. На сегодня в розыске остаются восемь несовершеннолетних, которые ушли из домов с ноября 2019 по февраль 2020 года.
По словам старшего оперуполномоченного отделения уголовного розыска МВД по РТ Гульнары Ахметовой, большинство детей убегают из неблагополучных семей, поскольку уже к 10 годам у них закладывается дух бродяжничества.
«Дома им плохо, мать с отцом пьяные, есть нечего. Идут попрошайничать около магазинов. Девочки убегают из желания заработать проституцией. Так, два года назад из Чистополя в Казань приехали две девочки, сняли квартиру на неделю. Когда родители объявили их в розыск, мы нашли девочек на сайте знакомств для одноразовых свиданий. Недавно в розыск объявили 16-летнюю девушку из района Татарстана. Её родители развелись, а дочь стала жить в общежитии колледжа, в котором училась. Провинциальная жизнь ей показалась скучной, и она уехала в Казань. Мы вышли с ней на связь, она снимает квартиру, говорит, работает, но тоже её заметили на сомнительных сайтах», – рассказывает Ахметова.
Дети из благополучных семей начинают убегать из дома позже – в 15-16 лет. Одна из групп «бегунков» – игроманы, которым дома запрещают сидеть долго у компьютера. Тогда они уходят в игровые клубы, где сидят сутками напролёт, а родители переживают.
«Они проигрывают деньги, а потом стараются отыграться, не понимая, что это болото затянет ещё больше. Обычно таких подростков мы находим в ближайших от дома компьютерных клубах», – продолжает сотрудниках угрозыска.
С развитием интернета среди молодёжи стало модным убегать из домов, чтобы путешествовать. Как правило, хороших девочек за собой тянут подростки из неблагополучных семей. Те им предлагают потусить на улице или у себя дома, так как пьяные родители вопросов не зададут. 14 января в пос. Тюрлема (Чувашия) в полицию обратились родители двух 13-летних школьниц, которые не вернулись домой из школы. В ходе поисков их нашли спящими на вокзале Казани. Как выяснилось, девочки прогуляли уроки и поехали в столицу РТ, чтобы посмотреть город. Гуляя, они не заметили, как пропустили последнюю электричку.
Не знаем своих детей
Нередко случаи побегов разворачиваются по сюжету «Ромео и Джульетты», когда родители против отношений детей. В конце Нового года в Казани узбекская семья заявила о пропаже несовершеннолетней дочери. Как выяснилось, она поехала к возлюбленному в Уссурийск.
«Они познакомились в Казани, сам он родом из Кыргызстана, уехал в Уссурийск на заработки. Родители девушки были против их общения, тогда дочь уехала к нему. Когда полицейские вышли на связь с парнем, он сначала врал, что девушка живёт у его тёти. А через две недели сам попросил родителей её забрать – не потянул такой ответственности», – поясняет Гульнара Ахметова.
Иногда в побеге подростков виноваты сами родители, держащие детей в ежовых рукавицах. В мае 2017 года из таджикской семьи убежала 15-летняя девочка. Когда полицейские стали разбираться, выяснилось, что она росла в многодетной мусульманской семье. Все заботы по воспитанию младших скинули на неё. Вместо благодарности от родителей получала упрёки за неподобающее поведение. Дошло до того, что в ходе ссоры отец избил дочь, после этого девочка убежала к подруге в Махачкалу. Оттуда полицейские привезли её в Казань.
Гульнара Ахметова отмечает, что заявлять о пропаже ребёнка родителям нужно сразу, как только он не появился дома в положенное время. После получения заявления полицейские обзванивают медучреждения, рассылают ориентировки патрульно-постовым службам, участковым, росгвардейцам. К поискам подключаются волонтёры, которые штудируют соцсети. Хорошо, если сим-карта ребенка зарегистрирована на родителей, тогда они могут взять распечатку звонков.
Чтобы разыскать ребёнка, нужно знать чем живёт, какие у него увлечения, с кем дружит, где его видели в последний раз. Но родители иногда сами не знают, что интересно их детям, кто их друзья.
По её словам, мудрые родители должны в нужный момент заметить, когда их дети «сходят с дистанции». В этот момент главное – быть внимательными к ребёнку, больше участвовать в его жизни, занимать увлечениями.
«Иногда детям не хватает любви, а иногда она избыточна. Везде нужна золотая середина», – говорит она.
Когда ребёнка вернули после побега домой, самое главное – его не ругать, поскольку по этой причине дети иной раз и боятся возвращаться.
«Отношения в семье должны строиться на доверии и быть открытыми, – считает психолог Роза Хайруллина. – Поговорите с ребёнком, расскажите ему, что вы чувствовали, когда его не было: мне было страшно за тебя, я волновалась. Но главное – не обвинять ребёнка (в этом нет смысла), а донести до него, что мы можем не принимать твои поступки, но тебя любим и терять не хотим».
Смотрите также:
- Елена Премудрая: директор детдома о том, как найти семью любому ребенку →
- Мама пропавшей Василисы Галициной верит, что ребенок будет найден живым →
- Принять любого ребенка. Кто такие профессиональные родители? →