Общественные слушания по строительству магистрали Екатеринбург – Москва провалились

План-рисунок нового проекта магистрали Екатеринбург - Москва был расположен в углу зала, где сегодня проходили слушания. На большом экране он появился лишь на несколько минут по настоянию общественников. 

   
   

- Организаторы мероприятия поступили хитро, поскольку общественники готовили свои доклады на основе представленных на сайте Миндортранса материалов и, разумеется, не были готовы сходу дать оценку новому плану, - говорит руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. - Таким образом, общественные слушания скорее превратились в профанацию, чем в реальное обсуждение проекта.

Общественник предложил перенести слушания на то время, когда все варианты проекта будут утверждены заказчиком и властями и пройдут соответствующую экологическую экспертизу.

На этот раз ВСМ-2 минует крупные ООПТ кроме заказника в Агрызском районе. Вот только за счёт каких земель это делается, не объясняют. Остаётся только догадываться, что мы увидим в готовом проекте…

Миллионы на откуп?

По словам Ленара Сафина, главы миндортранса РТ, «мы однозначно попадаем и на частные земли, и на сельхозугодия, и на лес, и отчасти на охранные зоны. Но вред будем минимизировать». Но каждый км трассы в объезд обойдётся в 1,1 млрд руб. По сравнению с этим, суммы покрытия предварительного ущерба от строительства магистрали ничтожны. Например, возможный ущерб краснокнижным растениям изначально оценили в 4,8 млн руб., а вред животному миру – в 12,5 млн руб. Подобные суммы внесут в смету строительства. Это ли не лёгкий способ откупиться от требований законов?

   
   

«Учитывая реалии строительства в РФ, нарушение экологического баланса неизбежно, – считает Игорь Шолохов, руководитель Казанского правозащитного центра. – Если такой проект согласуют, то КПЦ намерен обжаловать его в природоохранной прокуратуре».

Как рассказала Наиля Биктимирова, представитель Социально-экологического союза, даже в минлесхозе РТ о слушаниях узнали от экологов. А ведь магистраль угрожает лесам, за которые эти чиновники отвечают! А кто предупредил жителей РТ? Слушания провели утром в рабочий день в Казани, хотя магистраль пройдёт через всю республику. Ещё в течение 30 дней после 30 июля неравнодушные могут направить свои замечания по адресу: valeriy.mokhir@hsrail.ru. Их должны учесть, а затем направить документы на Государственную экологическую экспертизу.

Мнение «за»

Кира Завьялова, эксперт «Инвесткафе»:

- Строительство ВСМ – это, на мой взгляд, выход на новый уровень в развитии ж/д транспорта, который нужен России, учитывая большие расстояния. Плюсы в увеличении мобильности населения в регионах, росте деловой активности, привлечении частных инвестиций и создании тысяч новых рабочих мест. Но дороговизна проекта – это серьёзная нагрузка на бюджет в не самое подходящее время. Тем более, что финансово такие проекты не окупаются.

Мнение «против»

Михаил Крейндлин, руководитель программы «Гринпис России»:

Изначально заказчик выбирал из трёх вариантов маршрута. Наш анализ показал, что ни один из них нельзя реализовать без нарушения законов РФ. Скорее всего, на это не обратят внимания, как это уже было со строительством олимпийских объектов в Сочинском нацпарке или планами возвести горнолыжные курорты в Кавказском заповеднике. Так как магистраль готовят к ЧМ-2018, мы обратимся в FIFA».

Читайте также: 

Гринпис выступает против строительства магистрали Екатеринбург – Москва>>

Эксперт о магистрали Екатеринбург – Москва: «Подобные проекты не окупаемы»>>