НЕ«доступная среда»: как инвалиды Казани борются с автохамами и чиновниками

Татарстан, 5 декабря, АиФ-Казань. В пресс-центре «АиФ-Казань» побывали трое координаторов проекта – Искандер Ясавеев, Айрат Калимуллин (42 года, инвалид-колясочник, серьезную травму получил в армии) и Александр Калашников (28 лет, инвалидом стал в результате родовой травмы).

   
   

- Искандер, расскажите о проекте «Город без преград». Кем и когда он был задуман?

- Проект начал реализовываться 2,5 года назад. Его стартом стал пикет на станции «Суконная слобода», Айрат и Александр были участниками мероприятия. На тот момент эта станция не была оборудована для инвалидов, мы хотели привлечь внимание властей к этому факту. Однако позже нам пришел ответ за подписью мэра, из которого следовало: в городе у нас все хорошо, транспорт отвечает всем требованиям, сооружения и здания – также. Стало ясно, что между реальностью городских властей и реальностью горожан есть разрыв. Возникла идея создать открытую карту, которая бы отражала ситуацию с доступностью городских объектов для инвалидов. Что из себя представляет эта карта? На ней охвачен центр города, где перекрестки обозначены разными цветами: красный цвет – перекресток без пандуса и с высоким бордюром (не годится для передвижения инвалидов); зеленый – есть съезд и пандус. Как вы понимаете, практически вся карта - красная. Сейчас ситуация стала медленно меняться, но карта по-прежнему актуальна и отвечает городским реалиям, поскольку Казань остается закрытым городом.

- Чего удалось достичь с помощью проекта?

- На мой взгляд, мы сдвинулись с мертвой точки. В городе начали вестись работы по перестройке объектов, перекрестков. Но здесь все равно возникает целый ряд проблем. Даже пониженные бордюры не отвечают необходимым требованиям. Несколько примеров: в центре города на перекрестке Правобулачная – Астрономическая находится «пониженный бордюр» – 11 см! Люди, передвигающиеся на колясках, скажут, что если бордюр выше 4 см, то преодолеть его невозможно. Перекресток Салимжанова – Пушкина – 8 см, это уже перестроенный пандус, Московская – Парижской Коммуны – 7 см, Межлаука – Москвоская – 7 см. Это те места, в которых уже проведены работы. Внешне кажется, что город стал более доступным, однако когда обращаешь внимание, как это сделано, выясняется, что многое реализовано неправильно и снова придется все перестраивать. На мой взгляд, все изменения носят демонстративный, декларативный характер.

Айрат Калимуллин также подтверждает, что кардинальных изменений в положительную сторону не заметил. - Там, где я бываю, 99% городской инфраструктуры не приспособлено. Конкретные примеры: в этом году ездил в «Агаву» за сантехникой. Подняться не смог. Там есть пандус из двух швеллеров, но, чтобы подняться, нужен еще и поручень.

По словам Айрата, проблемы у него возникают практически везде, куда бы он не направлялся: «Даже если объект оборудован правильно, обязательно надо кому-то поставить машину перед пандусом».

Как утверждает Александр, все меняется, но очень медленно. Идеальными он назвал такие объекты, как «Южный», «Икея».

   
   

- Возьмите «Макдоналдс» на Баумана, там есть маленький пандус, - продолжает Айрат. - Можно подняться. Внутри есть туалет для инвалидов. В «Икее» и дворце спорта «Татнефтьарена» также все приспособлено.

По словам Айрата, недавно он посетил прокуратуру.

- У меня даже есть слоган: «какая прокуратура – такая и доступная среда», - рассказывает гость редакции. Буду теперь писать в Госдуму (кстати, среди депутатов 4 инвалида-колясочника), а также Уполномоченному по правам человека.

Кнопки вызова и пандуса там не было. В здание его поднимали сотрудники прокуратуры. Через некотрое время после визита Айрата кнопка вызова была установлена («АиФ-Казань» направил и в прокуратуру официальный запрос с просьбой объяснить причины отсутствия поручней и пандусов у входа в здание. Ответ будет получен на днях. – прим. ред.).

«Непонятно, почему для эксперимента была взята улица Бутлерова»

В качестве «пилотного объекта» в Казани этим летом была выбрана улица Бутлерова, где по задумке должны были быть отработаны все приспособления, необходимые для передвижения инвалидов. По словам Айрата, для эксперимента лучше было бы взять улицу в спальном районе, где инвалидов проживает значительно больше. Например, улицу Дубравную, где проживает около 50 инвалидов-колясочников. «Там оборудован участок протяженностью 200-300 метров. Однако на проезжей части дорогу не перейти: поребрик – 20 см».

От редакции: недавно СМИ появилась информация о том, что министерством информатизации и связи РТ был создан интерактивный проект «Карта доступности», на которой отмечены объекты, доступные для инвалидов, всего выделили три уровня: полностью доступный объект, частично доступный, доступный.

- Сама идея карты неплохая, – оценивает Искандер. - Она реализуется по всей России, есть международный проект «Барьеров.net». Думаю, что министерство сделало аналог этой карты, но по более сложной схеме. Когда карта станет открытой, и люди увидят, какой объект доступен, какой нет, это будет очень хорошо. Полагаю, что «полностью доступных» объектов будут единицы. Как очертание, постановка проблемы, эта карта будет несомненно полезна.

«Мы не сторонники репрессивных мер»

- Как вы сами чувствуете, как казанцы относятся к инвалидам-колясочникам?

Айрат: Люди помогают в 99% случаев. Но вот к примеру, недавно ездил в соцзащиту, а парковка занята неинвалидами. Я не смог поставить машину. Здоровые люди не понимают, что парковка – это не льгота, а вынужденная мера. Поэтому просто прошу не занимать парковку.

Александр: Обычно казанцы помогают. Даже если водители на остановках ленятся опустить аппарель. Был случай, когда мне помогли три девушки.

Искандер: Очень часто бросается в глаза следующая ситуация: люди оставляют автомобили где угодно. На тротуара, у подъездов жилых домов. Там могут проезжать инвалиды либо мамы с колясками. Возле моего дома поставили пандус, но там стали парковаться машины. Я не сторонник репрессивных мер, это вызовет только озлобленность. Мы пытаемся воздействовать мирно: распечатали листовки со следующим текстом:

«Уважаемый водитель! Ваш автомобиль припаркован на пандусе, предназначенном для съезда колясок на проезжую часть. Это препятствует передвижению инвалидов, а также родителей с детскими колясками. Просим Вас в дальнейшем парковать автомобиль, не перегораживая проезд коляскам. С добрыми пожеланиями и признательностью за внимание. Инициативная группа «Город без преград».

Людям нужно объяснять, что так нельзя поступать, - говорит Искандер.

Опрос:
 
 
 

P.S. 22 ноября 2012 года Искандер Ясавеев направил в интернет-приемную мэра Казани Ильсура Метшина обращение. В нем изложены проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды-колясочники на улицах Казани: недопустимая высота городских бордюров, непреодолимая колясочниками, а также неумение водителей общественного транспорта пользоваться аппарелями. В обращении изложена просьба обратить внимание на обозначенные проблемы, а также инициировать проведение семинаров и инструктажей с представителями строительных организаций и водителями городских автобусов и троллейбусов.

«АиФ-Казань» будет следить за развитием ситуации.

От авторов. Уважаемые читатели! Мы надеемся, что после прочтения этого материала вы задумаетесь о том, что в Казани проживают люди, нуждающиеся в вашей помощи и вашем внимании. Пожалуйста, в следующий раз, когда захотите припарковать машину возле пандуса, подумайте несколько секунд и выберете другое место для парковки. Если вы увидите на остановке человека на коляске, поинтересуйтесь, нужна ли ему помощь. Возможно, ваше доброе отношение придаст ему сил, чтобы жить дальше.

Смотрите также: