Золотая процедура
В неприятную ситуацию попала жительница Казани. Сходив на бесплатную процедуру в косметический салон, она оказалась должна 90 тысяч рублей.
Обещанную процедуру Ирине Петровне оказали. А ещё сумели разговорить, расспросить о личном, наболевшем. Узнав, что женщина не может найти работу, пообещали посодействовать. Ирина Петровна настолько расслабилась, что подписала два договора: на покупку чемодана израильской косметики и 40 процедур по 1000 рублей каждая. Тут же был оформлен кредит на 90 тысяч.
- Я считала себя рациональным человеком, не поддающимся на уловки, - рассказала женщина. – Но была такая мощная психологическая обработка, что я только дома осознала, что произошло. Меня даже не насторожило, что с собой попросили взять паспорт. Мол, чтобы пропустили на вахте. Не понимаю, как мне - безработной - одобрили кредит? Я же неплатёжеспособная!
Родственники посоветовали женщине написать претензию салону и потребовать расторгнуть договоры. Рассматривал обращение юрист фирмы. Требование удовлетворили. Однако за две недели успели набежать проценты.
- Пришлось заплатить, - разводит руками женщина. – В итоге «бесплатная» процедура обошлась в три тысячи рублей.
Жалобы потребителей, купивших косметику после бесплатных процедур, в основном поступают из-за аллергических реакций. Наши специалисты проводили санитарно-эпидемиологические экспертизы и устанавливали, что образцы не соответствовали требованиям технического регламента таможенного союза.
Другими частыми внеплановыми покупками татарстанцев становятся фильтры для очистки воды и пылесосы. Представители фирм приезжают к клиентам домой, устраивают наглядные демонстрации и убеждают покупать чудо-товар.
Продавцы фильтров для начала показывают фокус: с помощью нехитрых приспособлений демонстрируют реакцию электролиза, в ходе которой происходит выпадение зеленого осадка. Его преподносят как вредные примеси. Обалдевшие от увиденного хозяева соглашаются на покупку фильтра. И лишь потом понимают, что заплатили втридорога за самый обычный товар.
На выдумку хитры
- Такие случаи не считаются мошенничеством, - объясняет Ильгиз Габдрахманов, замначальника отдела управления уголовного розыска МВД по РТ. – Например, когда человек подписал договор на покупку косметики, это гражданско-правовые отношения. Чтобы его аннулировать, нужно обращаться за юридической помощью и идти в суд. Что касается дорогостоящих фильтров и пылесосов, у нас нет статьи «спекуляция». Каждый человек вправе отложить покупку, посмотреть цены на подобный товар в интернете или магазинах. Я бы вообще не советовал пускать незнакомых людей в квартиру. Где гарантия, что во время презентации вас не обкрадут?
Несмотря на профилактическую работу, люди продолжают покупаться на удочку мошенников. Мошенники звонят ночью или рано утром, застают врасплох. В Нижнекамске был случай: женщина пошла переводить деньги, пока сын, «совершивший» ДТП, спал в соседней комнате.
«Нужно переспрашивать, обращать внимание на детали, - советует Габдрахманов. - Мошенники не называют родственника по имени. Настоящие сотрудники банков не спрашивают индивидуальные коды. Серьезные фирмы работают не по предоплате, а по факту, после того, как вы приехали и проверили товар. Активно мошенники используют и соцсети, откликаются на объявления о потерянных вещах. Попросите прислать фото находки, удостоверьтесь, что это не обман. Постоянно появляются объявления о продаже дешевого товара. Сейчас, на фоне падения рубля, это особенно актуально. Люди хотят сэкономить и становятся лёгкой добычей мошенников.
Комментарий эксперта
- В 2014 году к нам поступило более 50 обращений от граждан, купивших фильтры для очистки воды после презентаций у себя дома. Их стоимость варьировалась от 55 до 145 тысяч рублей. По результатам лабораторных исследований проб холодной воды до и после использования фильтров кардинальные изменения, заявленные продавцами, не подтверждались. В отношении фирм были возбуждены административные дела за нарушение требований технического регламента таможенного союза. Материалы направлены в арбитражный суд. Сумма наложенных штрафов составила более 4 тысяч рублей. Фирмы добровольно вернули 23 потребителям более 1 млн рублей.
Позиция Меркушина
С подобными случаями сталкивалась и наша семья. И с техникой домой приходили, и даже предлагали купить квартиру. Но, когда начинаешь расспрашивать, появляются «рожки», становится понятно: что-то не так. Однажды позвонили со словами: «Ваш сын задержан». Трубку сняла супруга. Это был эмоциональный удар, но самообладания она не потеряла, заметила несовпадения. Кроме того, удалось быстро дозвониться до сына.
Это манипуляции. Они либо строятся на принципе «бесплатного сыра», либо бьют эмоционально, либо это внушение - всё выглядит здорово, а потом человек оказывается должен крупную сумму. Самое главное, не поддаваться эмоциям. Если речь идёт о больших деньгах, лучше всего советоваться с другими людьми.
??
По сравнению с европейским потребителем для жителей России это распространённое явление. Давно доказано, что в основе подобного поведения лежит инфантилизм – детскость психической деятельности. Человек что-то хочет, но не может рационально оценить, насколько правдива информация, которую ему преподносят. Поэтому говорить, что виноваты только мошенники – неправильно. Люди хотят обманываться. Они нерациональные, во многом нереалистичные и не здравомыслящие. Этому способствует экстрасенсорика и необычные явления, которые мы постоянно видим в СМИ. Создается определенный настрой, люди становятся инфантильными.
С пожилыми людьми ситуация сложнее. Они бывают растеряны, невнимательны, не воспринимают предупреждения о мошенничестве. Сказывается и недостаток общения с детьми и внуками. Нужно налаживать отношения, чаще звонить им. Тогда риск, что пожилой человек попадётся на уловку мошенника, будет меньше.
Языком цифр
В 2014 году в РТ зарегистрировано 3805 мошенничеств
Рост - 26,5%
Раскрыто 36,1% (2013 году - 42,4%).
С использованием телефонов – 703. Из них в Казани – 65,5 %.
Социальных мошенничеств – 102. Из них в Казани – 78,4 %.
Как нас дурят?
* Социальные мошенничества. Всевозможные «магические» ритуалы для снятия порчи. А также преступления против пенсионеров и инвалидов под предлогом продажи лекарств, замены коммуникаций, выдачи путёвок в санатории и т.д.
* Мошенничества с использованием мобильной связи. Самые популярные – сообщения о блокировке банковских карт или о родственнике, совершившем преступление (ДТП, хранение наркотиков). Мошенник представляется сотрудником правоохранительных органов или банка и предлагает для разрешения проблемы перевести деньги на указанный счёт. К этой категории относятся также розыгрыши призов и предоплата услуг.
* Мошенничества с использованием интернета. Мошенники выступают в роли продавцов товаров по заниженным ценам, оставляя клиента без денег и покупки. Либо они представляются покупателями, просят реквизиты банковских карт, включая личный код, и снимают чужие деньги. Еще один способ – электронные письма якобы от банков или платежных систем. Клиенту предлагается зайти на сайт и ввести данные карты для повышения безопасности хранящихся на счете средств.
Смотрите также:
- МВД РТ: в этом году в республике наблюдается всплеск социальных мошенников →
- Великие комбинаторы наших дней. Как обманывают татарстанцев? →
- Татарстанцы заплатили десятки тысяч телефонным мошенникам →