Ханский луг и «угол неверных»
Знаменитый Сенной базар в забулачной части Казани просуществовал до 30-х годов XX в. Самобытный архитектурный комплекс между ул. Парижской Коммуны, Г. Камала, Московской и Н. Столбова упоминается во всех дореволюционных справочниках о нашем городе как одна из экзотических достопримечательностей. Настоящий восточный базар чуть ли не в центре Европейской России – разве не удивительно?
По народному преданию на этом месте некогда было озеро, за ним Царёв (Ханский) луг с богатыми сенокосами. Затем здесь возникло с. Кураишево, ставшее городской слободкой. Князь Кутуч (Отуч), сын знаменитого батыра Чапкуна, построил В Кураишевой слободе каменную мечеть.
Большую часть будущего Сенного базара некогда занимало озеро, название которого до нас не дошло. «Озеро имело дно песчаное, по всей вероятности, от кипучих ключей, - писал в 1833 г. первый директор Казанского университета Илья Яковкин. – И воду чистую, здоровую, мягкую, которою все окрестные жители пользовались круглый год. Из него был в Ближний Кабан проток. Но и сие озеро стали со временем заваливать навозом и всякой нечистотой… А наконец, на восточном его береговом материке выстроен каменный Татарский мясной ряд с лавками и для других товаров и с жилыми над ним покоями».
Судя по воспоминаниям, так было до середины XVIII в. Но уже в 1832 г. профессор Арнольди писал, Сенная площадь весьма болотиста. Городская ревизионная комиссия, обследовавшая Сенную площадь в 1874 г., указала, что в весеннее и осеннее время эти места представляют собой болота, смешанные с навозом. Со временем болота высохли, и теперь на месте бывшего озера разбит сквер (угол ул. Парижской Коммуны и Московской).
Территория вокруг Сенного базара формировалась со 2-й половины XVIII по начало XX вв. В это время участки вокруг Сенной площади активно выкупались татарскими купцами. К началу XIX в. Вс площадь была застроена периметру купеческими лавками, складами, доходными домами. Со временем здесь возобладал тип двухэтажного каменного строения с лавками и производственными помещениями внизу и жилыми комнатами наверху. Облик Сенной площади окончательно сложился к середине XIX в. В !845 г. здесь была построена знаменитая соборная мечеть, известная сейчас под названием «Нурулла».
Место перед мечетью получило у татар название «кофер почмагы» (угол неверных), т. е. место, где торговали мусульмане, пренебрегавшие предписаниями Корана. Здесь совершались коммерческие сделки, торговцы и спекулянты обманывали покупателей и обманывались сами… Здесь же обменивались городскими новостями, былями и небылицами. До появления татарской прессы угол этот был своеобразным информационным центром Татарской слободы.
В бесчисленных лавках и лавчонках, а то и прямо на открытом воздухе, на прилавках и длинных скамьях торговали всякой всячиной: национальной одеждой, обувью, головными уборами (такия и калфак), ювелирными изделиями, кумганами, молитвенными ковриками, шалями… В соседних лавчонках можно было купить всевозможные продукты, восточные сладости и сухофрукты из Средней Азии.
На специальных площадках продавали скот, лошадей, овес, сено, дрова… Разноплеменная толпа шумела на рыке с раннего утра до позднего вечера. Красочно описан Сенной база в сатирической поэме Г. Тукая «Сенной базар или Новый Кисекбаш».
Командир субмарины
Ул. Николая Столбова (бывшая Гаражная) была переименована в 1965 г. Названа в честь уроженца Казани Столбова Николая Гурьевича (1910 – 1942), героя Великой Отечественной войны, командира подводной лодки «Щ-402» на Балтийском флоте. Эта лодка во время Великой Отечественной первой открыла боевой счёт советских подводников Северного флота. На боевом счету подлодки Н. Столбова к моменту его гибели имелось 11 транспортов и субмарина противника. Николаю Гурьевичу не суждено было вернуться в родную Казань. 14 августа 1942 г. во время возвращения «Щ-402» с боевого задания на лодке произошёл взрыв, и весь экипаж погиб.
Смотрите также:
- Голгофа, карета Екатерины II и еще 14 мест в Казани, которые нужно увидеть →
- Сокровище на озере Кабан. Какие секреты хранит Казанский зооботсад? →
- Когда были и что делали в Казани Петр Первый и другие самодержцы →