Благономика. В Татарстане разрешили исламский банкинг

Госдума в окончательном чтении приняла первый в России закон, который предоставляет правовую базу для проведения исламских финансовых операций. Новшество коснулось четырех мусульманских регионов страны, среди них есть и Татарстан. Подробнее об эксперименте читайте в материале kazan.aif.ru.

   
   

Финансовый эксперимент

Рост количества мусульман в России и потребность страны в инвестициях из-за границы побудили власти ускорить работу над законопроектом, легализующим исламский банкинг в РФ.

Эксперимент на территории четырех регионов пройдет с 1 сентября текущего года по 1 сентября 2025 года. Банк России совместно с правительством страны может расширить территорию проведения.

Финансовое новшество введут на территории Татарстана, Башкортостана, Дагестана и Чечни.

Что за новшество?

Исламский банкинг основан на соблюдении религиозных правил шариата.

Эта банковская деятельность предусматривает следующие изменения:

  • Юридические и физические лица смогут получать денежные займы без взимания с них процентов;
  • Возможность финансировать юридические и физические лица путем заключения договоров купли-продажи с условием о рассрочке.

Основное условие - участники нового правового режима не имеют права взимать вознаграждение в виде ссудного процента, финансировать деятельность, связанную с производством и торговлей алкогольной, табачной продукцией, оружием и боеприпасами, а также игорным бизнесом.

Мусульманин не имеет права брать в долг под проценты, так как это является харамом - запрещенным в религии деянием. Выходит так, что в России последователи Ислама не могут воспользоваться услугами классических банков. Исламский банкинг должен исправить эту проблему - при совершении сделок нельзя будет устанавливать процентные ставки. При этом разрешается установление вознаграждения в виде переменной величины, ее значение может изменяться в зависимости от результатов совершения указанных сделок.

   
   

Банки, которые будут участвовать в эксперименте, не смогут отказывать физическим или юридическим лицам в оказании финансовых услуг по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

«Нужно учитывать, что это не совсем исламский банкинг, а скорее партнерский банкинг. Базовые положения связаны с процентами и они у всех конфессий имеются. Воспользоваться преимуществами новых финансовых операций смогут все желающие», - отметил член комитета по финансовым услугам Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Ренат Едиханов. 

По его словам, новые игроки на рынке будет удобными и выгодным для всех. Исламский банкинг составит конкуренцию и удовлетворит имеющиеся потребности людей. Перспектива у принятого закона есть. В первую очередь, он направлен на структурирование деятельности и облегчения процессов в партнерском банкинге.

«Этот закон был необходим давно, мы обсуждали его еще 13 лет назад. Мы верим, что исламский банкинг в сегодняшних условиях может быть интересным не только для мусульман. Средства, которые привлекаются нашим финансовым домом, мы инвестируем в реальные активы, а не виртуальные бумаги. Мы также надеемся, что Благономика - экономика, построенная на справедливости, прозрачности и доверии, будет и дальше поддерживаться государством», - отметил генеральный директор Финансового Дома «Амаль» Рустам Сагдеев.

Поворот на Восток

По словам депутата Госдумы РФ от РТ Айрата Фаррахова, участниками эксперимента захотят стать компании, которые занимаются производством халяль-продукции, сельскохозяйственной отраслью, строительством и ипотечным кредитованием.

«Исламские финансы сегодня растут значительно быстрее, чем традиционные финансовые инструменты, и перспективы очень велики: мы становимся ближе к государствам Организации исламского сотрудничества. Это страны, которые нас постоянно поддерживают, которые накопили огромный инвестиционный потенциал, развивают инновационную экономику», - отметил член комитета по бюджету и налогам Госдумы страны.

Тема исламского банкинга в России на слуху уже на протяжении 15 лет, на 16-м году она перешла в законодательную плоскость. Банк России к новой теме относился с настороженностью и утверждал, что партнерское финансирование в стране должно развиваться постепенно, его никак нельзя тормозить или ускорять. Основная причина сдвигов спустя 15 лет - приостановка взаимоотношений с Западом и отсутствие возможности привлечь нужный капитал.

В пояснительной записке было указано следующее: спрос населения на исламский банкинг есть, однако его развитие также будет способствовать привлечению зарубежных инвестиций из стран - членов Организации исламского сотрудничества, что особенно актуально в условиях усиливающегося санкционного давления.

Ренат Едиханов считает, по итогам эксперимента в РФ появится федеральный закон, который будет лицензировать их деятельность наравне с обычными банками. Также он отмечает, что исламский банкинг в России станет маркером о готовности государства к более углубленному сотрудничеству с восточными странами. Принятый законопроект положительно скажется на развороте на Восток и даст потенциальную возможность для привлечения капитала из тех стран. 

Стремление властей России понятны - учет потребностей многоконфессионального народа страны и увеличение сотрудничества с Востоком в новых условиях. Итоги финансового эксперимента и есть ли шанс на будущее у исламского банкинга в России, узнаем в 2025 году.