Авиастроитель. 9 фактов о легендарном директоре КАПО Николае Максимове

Николай Иванович Максимов, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, что можно найти в вездесущем интернете об этом человеке? Оказывается, почти ничего. «АиФ Казань» представляет девять фактов из жизни директора завода.

   
   

Председатель колхоза

Эта строка биографии одна из самых тяжелых в жизни Николая Максимова. Активного комсомольца, сразу после школы в 1928 году отправили в деревню для организации колхозов. Там он продержался несколько месяцев. Об этой странице жизни он старался никогда не вспоминать.

Железнодорожник

Чтобы поступить в институт, Николай Максимов пошел работать в железнодорожные мастерские простым слесарем. И рабочая закалка (три года) очень помогла ему в будущем. В этом его биография очень сходна с жизнью другого авиастроителя – Владимира Петлякова. Будущий конструктор тоже в молодости работал на железной дороге. И оба они пришли в авиацию. Встретились они в Казани, их судьбой стал бомбардировщик Пе-2.

Максимов (в центре) - слесарь-железнодорожник. Фото: Из личного архива

Мечта о небе

Николай в 1931 году поступил в КАИ, закончил его одним из первых в 1937 году и остался в институтском Опытно-конструкторском бюро. Но ОКБ в 1939 году расформировали, и Максимов попал на казанский 124-й авиазавод. Вместе с ним туда пошел работать и его друг Николай Аржанов. Они вместе осуществили свою месту стать летчиками, поступив в институтский филиал Центрального казанского аэроклуба, и получив дипломы пилотов. Только Аржанов на заводе сразу пошел работать на ЛИС (Летно-испытательную станцию) и долгое время летал бортинженером, и затем перешел в летчики-испытатели. А Максимов, начав работать мастером на ЛИС, так и остался на земле, став авиастроителем.

Николай Максимов (второй слева) - летчик. Фото: Из личного архива

Ведро с краской

В 1941 году Максимов становится мастером цехового контроля на ЛИС, а в 1943 году – главным контролером завода. В 30 лет на такой ответственейшей должности, когда за срыв графика отдавали под суд. Начинал молодой контролер очень сурово – с кувалды. Он мог разбить бракованный агрегат, дабы его не могли вторично использовать. Позднее он немного смягчился и ходил по заводу с ведром краски и кистью. На браке он размашисто ставил кресты.

Настройщик пианино.

Как известно, талантливые люди талантливы во всем. Не исключением был и Николай Максимов. Он любил и умел петь, музицировать, танцевать, рисовать, читать стихи, посещать театры. Однажды, совершая путешествие на пароходе, он обнаружил в салоне неисправное пианино. Всю дорогу он занимался этим инструментом и смог его починить.

Вечный Максимов

В 1949 году его назначили главным инженером завода. Строительство новейших самолетов, внедрение революционных технологий, и это все происходило на фоне непрекращающихся смены директоров. От завода постоянно требовали выполнение плана, часто невыполнимого. Крайними оказываются директора, и какие! Всех директоров на заводе снимали, и только Максимов, ставший директором в 1961 году, ушел в 1967 году сам. И с должности, и из жизни.

   
   
Факсимиле Максимова. Фото: Из личного архива

170 самолетов в год

В 1957 году, в самый, пожалуй, напряженный период деятельности завода, когда Максимов был главным инженером, в Казани был поставлен рекорд, который уже никогда не будет побит. 170 тяжелых (взлетный вес до 80 тонн) дальних реактивных самолетов Ту-16 разных модификаций выпустили заводчане к 40-летию советской власти.

Промышленный шпионаж

В 1963 году Владимира Ивановича отправили в командировку в Англию. В составе большой авиационной делегации (там были А. Микоян, С. Ильюшин и др.) он посещал авиационные фирмы и заводы, знакомился с промышленным производством и достижениями английского авиапрома. У Максимова всегда на плече висел его фотоаппарат, и он никогда не стеснялся снимать все, что было ему интересно. Кое-что из того, что были им подсмотрено, он постарался внедрить у себя на производстве.

Максимов, Микоян и Ильюшин в Англии. 1963 год. Фото: Из личного архива

Конец монополии

Самолет Ил-62, ставший бортом №1 для первых лиц советского государства, стал наивысшим достижением Максимова в его деятельности на заводе. Он сразу влюбился проект Ильюшина и смог добиться, что послевоенная монополия туполевского ОКБ на его заводе (Ту-4, Ту-16, Ту-104, Ту-22) на время закончилась. И не секрет, что этим он нажил он себе немало недоброжелателей. Его сердце остановилось 5 мая 1967-го года. Максимов прожил всего 55 лет.