Напомним, Самолет Boeing 737 авиакомпании «Татарстан», выполнявший рейс 363 из Москвы в Казань, разбился воскресным вечером 17 ноября 2013 года. Погибли все находившиеся на борту — шесть членов экипажа и 44 пассажира, в том числе двое детей и двое иностранных граждан.
Рассматривалось несколько версий трагедии, в том числе отказ системы управления рулем самолета (этой версии придерживалась, в частности, Росавиация), а также «человеческий фактор» - ошибка пилотов. В пользу этой версии говорил тот факт, что оба пилота самолета не имели достаточного летного опыта. Командир судна Рустем Салихов был штурманом, переучившимся на пилота. Не было должного летного стажа на «Боингах» и у второго пилота Виктора Гуцула (бывшего бортмеханика).
Техника не виновата
В сентябре 2014 года экспертами МАК был сделан вывод о том, что «признаки отказа авиационной техники в аварийном полете отсутствуют». 29 апреля 2015 года МАК сообщил о том, что расследование авиакатастрофы закончено. Однако результаты расследования до сих пор не известны.
Зато 6 ноября МАК сделал заявление о приостановке сертификатов на самолеты семейства Boeing 737 «до получения уведомления Росавиации и Федеральной авиационной администрации США о безопасной эксплуатации самолетов данного типа». Это решение было напрямую связано с трагедией в Казани.
Свою позицию ведомство подробно разъяснило. Выяснилось, что отчет по результатам расследования казанской авиакатастрофы был готов 17 апреля этого года. В нем, в частности, эксперты сделали вывод о том, что отказа системы управления рулем не было. Под этим выводом подписалась и Росавиация, а также другие государства, принимавшие участие в расследовании – США, Великобритания, Франция и Бермуды. Однако в июне 2015 года Росавиация отозвала свою подпись.
«Росавиция вновь заявила, что причиной происшествия стал отказ рулевого привода системы управления рулем высоты из-за конструктивных недостатков самолетов типа Boeing 737», - говорится в заявлении МАК. Но если так – почему же эти судна до сих пор эксплуатируются в России, а 20 миллионов пассажиров подвергаются опасности, резюмировали межгосударственном авиационном комитете.
Также косвенно в ведомстве ответили на вопрос, почему расследование заняло столько времени - на переписку между Росавиацией, МАК и Федеральной авиационной администрацией США ушло больше года.
Однако заявление МАК не привело к запрету на полеты Boeing 737. Это решение должна принять Росавиация, а ее глава Александр Нерадько 6 ноября заявил, что оснований для прекращения эксплуатации этих самолетов в России нет.
Два года слез
По факту катастрофы было возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц». Расследованием занимается Главное следственное управление СКР. Первое время следователи приглашали родственников, где рассказывали о проделанной работе. Но вот уже больше года никаких известий от них нет.
В отсутствие официальной версии авиакатастрофы в Казани выдвигаются самые разные предположения. Но главный вопрос, который задают и казанцы, и родственники погибших – почему до сих пор не озвучена причина авиакатастрофы и не названы виновные?
«Прошло два года, но я ничего не забыла, - говорит Фарида Морозова, мать погибшего врача-отоларинголога Ольги Морозовой. От пережитого стресса у нее умер муж, она сама перенесла инфаркт. – Я плачу до сих пор. Дочка незадолго до трагедии защитила докторскую диссертацию. И на тот момент уже успела уволиться из горздрава, но ее уговорили съездить в последний раз в Москву. Она согласилась… До сих пор мы ждем, что теперь скажет следствие. А все молчат! Расшифровали черный ящик, а почему его не опубликуют? Не доведут до сведения родственников, разве мы не имеем право знать, что происходило? Ведь в случае с «Булгарией» все выяснили, кто виноват, что и как случилось».
«АиФ-Казань» направил запрос о ходе расследования дела в Следственный комитет, но на момент подготовки материала ответа все ещё не было.