Крылатым машинам из Парка Победы подарили вторую жизнь

Два вертолета и самолет, стоявшие в казанском Парке Победы, находились в плачевном состоянии, а им подарили новую жинь. На реставрацию каждой крылатой машины у заводчан ушло четыре месяца. О том, какую колоссальную работу пришлось проделать заводчанам, рассказал  Вадим Лигай, заместитель генерального директора по техническим вопросам и организации производства.

   
   
Вадим Лигай Фото: Казанский вертолетный завод

Легендарные машины

- Вадим Вадимович, расскажите о той технике, которая была восстановлена силами завода.

- Мы взяли на реконструкцию два вертолета – Ми-2 и Ми-8, и один самолет По-2. Ми-8 производится на нашем заводе с 1965 года, и естественно, регулярно модернизируется с учетом новых технологий и потребностей заказчиков. Этот вертолет поставляется более чем в 90 стран мира и используется для самых разных целей. Это и спасательные работы, и тушение пожаров, перевозка людей и грузов, летающий госпиталь и многое другое. Ми-8 сравнивают с автоматом Калашникова из-за его надежности и неприхотливости в эксплуатации.

Ми-2 ведет свою историю с начала 60-х гг. Он широко применялся в Вооруженных силах и гражданской авиации. Это компактный и надежный вертолет. Несмотря на то, что Ми-2 снят с производства в 1992 году, многие вертолёты до сих пор летают и исправно выполняют свои функции.

По-2 – это легендарный самолет, его вклад в дело Победы трудно переоценить. Благодаря простоте управления, невысокой скорости и низкой высоте полета, на нем можно было производить бомбардировку с очень высокой точностью и в ночное время. В годы войны заводом было выпущено 11334 самолета, за что завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. У станков тогда стояли женщины и дети, и, благодаря их трудовому подвигу, боевая техника бесперебойно поставлялась на фронт.

По-2 восстановили по старым фотографиям

- Эти машины достойны почетного места в Парке Победы. Какие ремонтные работы были проведены? Каких усилий это стоило предприятию?

- Технику мы забирали в ужасном состоянии – у Ми-8 полностью прогнило днище, были выбиты стекла, повреждена обшивка. Все детали были обновлены и полностью заменены, вертолет покрыли хорошей, устойчивой к внешней среде краской, на особо уязвимые места было нанесено антивандальное усиление. К сожалению, экспонаты в Парке Победы не охраняют, а посетители относятся к ним очень небрежно, не ценят вложенных усилий.

   
   
Ми-8 до и после. Фото: Казанский вертолетный завод

При восстановлении Ми-2 была проведена еще более сложная работа, поскольку этот вертолет на нашем предприятии не производился. Приходилось искать запасные детали по всей стране, ездить, приобретать необходимые элементы. Все это делали наши сотрудники по собственной инициативе. Вертолет был заново покрашен.

Ми-2 до реконструкции и после. Фото: Казанский вертолетный завод

По-2 был разрушен полностью. Сломаны крылья, фюзеляж, все ключевые детали. Этот самолет состоял из дерева и фанеры, и посетители парка, желающие «сфотографироваться» на нем, нанесли ему колоссальный ущерб. Мы с большим трудом доставили его на завод и поняли, что восстановлению он не подлежит.  Пришлось сделать самолет заново. Процесс осложнялся отсутствием документации, и нашим инженерам пришлось конструировать эту модель с нуля, по старым фотографиям и книгам.

По-2 до и после. Фото: Казанский вертолетный завод

Реконструкция каждого аппарата заняла около 4 месяцев, были привлечены лучшие специалисты. Если вы спрашиваете о материальной стороне, то могу вам сказать, что деньги даже никто не подсчитывал – люди вкладывали душу, каждый понимал важность этой работы.

Казанцы, берегите память

- Фантастический труд! На ваш взгляд, какое значение этот проект имеет для нашего города?

- Люди не должны забывать свою историю. Возможность показать детям военную технику прошлых лет, рассказать о том, как она производилась, о боевых действиях, в которых она участвовала – это и есть связь поколений. Мы обязаны помнить, какие немыслимые военные и трудовые подвиги совершили наши деды и прадеды ради общего будущего. Это должно научить нас ценить жизнь и мирное небо над головой.

Конечно, хочется, чтобы казанцы сознательно и с уважением относились к таким памятникам истории. Чтобы нашим специалистам не приходилось постоянно выезжать для ремонта техники – вставить разбитое стекло, поправить помятый корпус. Ведь мы все это делаем для людей абсолютно бескорыстно и от чистого сердца. Это дань памяти защитникам Отечества, погибшим и ныне здравствующим. Среди 3600 ветеранов ВОВ нашего завода - 33 участника войны, 394 тружеников тыла. Оних наше предприятие всегда заботится, оказывает всевозможную поддержку. Мы все в неоплатном долгу перед этими людьми.

Кстати
Казанский вертолетный завод – это предприятие, которое идет в ногу со временем, уверенно смотрит в будущее и не забывает своих истоков. Постоянная модернизация Ми-8/17, разработка и выпуск новой техники – вертолетов Ансат и Ми-38, оптимизация труда позволяют ему надежно удерживать лидирующую позицию в отрасли. Руководители и сотрудники завода вносят весомый вклад в развитие промышленности нашей страны, а также активно участвуют в социальной жизни города, воспитывают подрастающее поколение и чтят память героев.

Смотрите также: