О славном прошлом КВСУ рассказывает краевед Ренат Бикбулатов, выпускник Казанского суворовского училища.
Благородные девицы
Любопытна история не только самого суворовского училища, но и здания, в котором оно расположено. Долгие годы здесь был Родионовский институт благородных девиц. Построено оно в 1838 году Александром Песке по проекту известного казанского архитектора Фомы Петонди. Изначально оно было двухэтажным, спустя сто лет, в 1936 году, надстроили третий этаж. Почему Родионовский? Так распорядился император Николай I, увековечив тем самым имя благодетельницы – казанской помещицы Анны Родионовой (1751-1827).
У Анны Николаевны во время пугачевского восстания 1774 года убили мужа, она осталась богатой вдовой. Прожив скромно до конца своих дней, Родионова завещала три своих имения и каменный дом на осуществление своей мечты – создание храма науки. Однако её особняк для будущего института не подошел. Пришлось строить новое здание. Институт, который был одним из первых подобных учебных заведений в России, открылся в 1841 году.
Он был закрытым привилегированным учебно-воспитательным заведением, где обучались девушки из дворянских семей, получая профессию домашних учительниц. Воспитанницы проводили в институте все время и даже летом не разъезжались по домам на каникулы. Срок обучения сначала составлял три года, затем – шесть, с 1862 года – восемь, а с 1911-го – 10 лет. Обучение велось основательно. Девушкам прививались не только светские манеры. Они изучали основы наук и получали трудовые навыки. Большое внимание уделялось эстетическому воспитанию, особенно музыкальной подготовке.
Знаменитые выпускницы
В течение первых 20 лет учебное заведение возглавляла Екатерина Загоскина – одна из умнейших и просвещенных женщин Казани. Это обстоятельство благотворно отразилось на судьбе и авторитете института. О Загоскиной с уважением и восхищение отзывались многие. Писатель Петр Боборыкин, учившийся в Казанском университе в 1853-1855 годах отмечал, что «Загоскина принимала у себя всю светскую Казань, и ее гостиная стояла «почти на одном уровне с губернаторской». Тут, например, бывал вольнослушатель Казанского университета Милий Балакирев, впоследствии знаменитый композитор. Гостиную Загоскиной неоднократно посещал молодой Лев Толстой, в то время студент Казанского университета. Известно, что писатель гостил у Екатерины Дмитриевны и весной 1851-го, когда заезжал в Казань по пути на Кавказ.
Родионовский институт посещали особы царствующего дома, в том числе 27 августа 1871 года император Александр II и великий князь Александр Александрович – будущий император Александр III.
Были у института и знаменитые выпускницы. В 1863-1869 годах здесь училась Вера Фигнер – впоследствии известный деятель революционного народнического движения. Училась она блестяще. В 1869-м окончила институт первой ученицей и получила «Золотой шифр» с вензелем начальных букв своего имени – знак отличия, вручаемый лучшим воспитанницам. Родионовский институт окончили также сестра Веры Лидия Фигнер, сестра Льва Толстого Мария, внучка А. Бутлерова и правнучка А. Радищева.
После Октябрьской революции институт благородных девиц расформировали. В здании была организована Первая показательная школа-коммуна имени Карла Маркса, где на полном государственном обеспечении находились дети погибших красноармейцев и многодетных рабочих. Позднее в здании размещался Восточный педагогический институт (до 1931 г,), а до 1941 года – казанский пединститут. В годы ВОВ здесь работал госпиталь.
Благородные юноши
В 1944 г. хозяевами здания стали суворовцы. Великая Отечественная война была в самом разгаре. На фронте шли тяжелые, кровопролитные бои. А страна спасала свое будущее – детей. Из освобожденных деревень и разрушенных городов их собирали в детские дома и интернаты. В 1943 году появились первые суворовские училища, наподобие старых кадетских корпусов, которые создавались для обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан, а также сыновей тех, кто погиб от рук немецких оккупантов.
Свое название детские военные училища получили в честь прославленного русского полководца Александра Суворова. Название «суворовское» было не только данью его памяти, но и выражением уверенности, что питомцы училища будут продолжать боевые традиции своих отцов.
В 1944 году Государственный комитет обороны СССР принял постановление об открытии суворовского училища в Казани. 8 ноября в торжественной обстановке училищу было вручено Красное знамя и грамота Президиума Верховного Совета СССР. Первым начальником училища был генерал-майор Василий Болознев, который прибыл с фронта 12 августа 1944 года для формирования училища.
Более 600 мальчиков от 7 до 12 лет, приехавших из восьми автономных республик и двенадцати областей, приступили к учебе.
Особенно полюбили мальчишки офицеров-воспитателей М. Гучнина, В. Игнатьева, Г. Ребенкова, Б. Фортакова. Общепризнанным кумиром стал М. Сулима – бывший разведчик с множеством орденов и медалей. Воспитанники были юны, однако у некоторых на груди тоже красовались правительственные награды.
Поэтесса Екатерина Шевелева, говоря о боевом прошлом ребят, писала:
«У мальчика шершавая ладонь,
Его лицо обуял буйный ветер,
Он видел дым военный и огонь…
В училище пришли такие дети».
С гордостью носил медаль «За отвагу» и гвардейский значок юный ефрейтор Иван Пахомов. Он был сыном фронтовика. Его мать рано умерла. В июне 1942 года Ваня стал сыном эскадрона кавалерийской дивизии, а затем - сыном полка зенитчиков. Летом 44-го, после того как, зенитчики подбили немецкий самолет-разведчик, который упал на нейтральную полосу, ни немцы, ни наши не могли подобраться к самолету, чтобы изъять важные документы летчиков. Только юркий Ваня смог выполнить эту задачу. Он незаметно подполз к самолету, забрал планшеты с картами и документами, а когда возвращался, на бруствере траншеи его настигла пуля фашистского снайпера. Она вошла Пахомову в грудь, пробила легкое и застряла под лопаткой. Вылечившись, Пахомов вернулся в родную часть, но ему приказали отправляться в суворовское училище.
Или история воспитанника Виктора Киселева. Нелегкая судьба была у этого пацана. Отец в начале войны ушел на фронт. Именно тогда Витя решил обязательно стать бойцов. В дни наступления Советской Армии он упросил гвардейцев одного из полков взять его с собой – сыном полка. Однажды, будучи в разведке, Виктор попал в плен. Ничего не мог добиться избивавший его гитлеровский офицер: юный разведчик упорно молчал. Вскоре советские разведчики освободили его, а немец стал пленником. Позднее в одном из боев Виктор был тяжело ранен, временно лишился речи и зрения. Он выкарабкался, а месяц спустя стал снова проситься на фронт. Но его судьбу решил командир части – Виктора направили в суворовское училище. На груди мальчика была медаль «За боевые заслуги».
10-летний Вячеслав Тамаркин встретил войну в родном селе. В первые же дни его двоюродный брат Ефим организовал из ребят подпольный отряд имени Гавроша. На полях сражений мальчики собирали боеприпасы, снаряжение в надежде передать это все своим. Спрятали даже несколько лошадей. Выслеженный как-то полицаями, Слава вынужден был скрываться. Под видом беспризорника он долго бродил по лесам и дорогам. Затем вступил в особый партизанский отряд под командованием Героя Советского Союза В. Гришина. Был награжден медалью «За отвагу». В июне 1944 года раненого Славу направили в тыл.
Не менее интересна судьба Анатолия Хронусова (окончил КСВУ в 1951 году, полковник в отставке, первый председатель Казанского суворовского клуба с 1971 по 2008 годы). Суворовское училище в корне изменило его жизнь – Анатолий жил в районе Казанской улицы Кирова (ныне улица Московская). Судьбу многих ребят определяла близость колхозного рынка и вокзала. Когда однажды он отказался от участия в групповой краже, ему бритвой располосовали пальто. Второй отказ мог привести к более плачевным результатам, и вот в этой безысходной ситуации в киножурнале, показанном перед фильмом, он увидел мальчишек его возраста в красивой форме, занимавшихся строевой подготовкой. Толя стал суворовцем в сентябре 1944 г.
Училище сегодня
Сегодня в Суворовском училище учатся 400 ребят - с 5 по 11 класс. Чтобы попасть сюда, нужно сдать экзамены и физподготовку. Конкурс - 11 человек на место! Примечательный факт - все выпускники-2014 поступили в военные вузы. Они изучают общеобразовательные предметы - согласно федеральному стандарту. На выбор для них действуют около 30 кружков, где те или иные предметы изучаются углубленно. На территории учебного заведения есть свой спортзал, новенький бассейн, стадион, а скоро будет и каток.
Знаменитые выпускники
Годом первого выпуска в суворовском училище стал 1949-й. А нынче, в юбилейный год, педагоги проводили юношей в самостоятельный жизненный путь в 66-й раз. За 70 лет здесь подготовили 11 972 выпускника. Многие в дальнейшем продолжили образование в военных вузах.
17 выпускников получили звание академиков. 50 выпускников стали генералами, среди них наивысший воинский чин имеет генерал армии Валерий Герасимов (выпускник 1973 г.) - начальник Генштаба.
Восемь воспитанников училища удостоены звания Героя:
Героя Советского Союза генерал-майор Александр Солуянов (выпускник 1971 г.), получивший награду за Афганистан.
Герой России, генерал-майор Николай Беляев (выпускник 1975 г.)
Герой России, подполковник Святослав Голубятников (выпускник 1975 г.)
Герой России, генерал-майор Сергей Тулин (выпускник 1976 г.)
Герой России, генерал-майор Вадим Макаров (выпускник 1983 г.)
Герой России, полковник Владимир Чабанов (выпускник 1984 г.)
Герой России, капитан Вадим Савчук (выпускник 1987 г.)
Герой России (посмертно) старший лейтенант Роман Игошин (выпускник 1992 г., погибший в 1999 г. в Дагестане)
Герой России майор Иван Нечаев (выпускник 1997 г.)
Сегодня Казанское суворовское училище – одно из лучших в стране. В нем бережно сохраняются старые традиции. В различных уголках страны живут и трудятся его выпускники. Надеюсь, они сохранили жизненные установки и принципы, идущие с юных «кадетских» лет. А дух товарищества, самопожертвования помогает им преодолевать жизненные испытания.
Смотрите также:
- Точка опоры. Дворянка из Чистополя Елизавета Нератова о семейных ценностях →
- Зов крови. Семейная история Альберта Галимова в интерьере страны →
- Песня Веры. Пенсионерка написала историю исчезнувшего села →