Исполком Казани готов управлять имуществом жильцов

Такое революционное предложение высказал в беседе с корреспондентом «АиФ-Казань» Искандер Гиниятуллин, председатель комитета ЖКХ исполкома Казани.

   
   

Горькая доля

В чём основные проблемы в ЖКХ? Проблема на самом деле одна - низкое качество жилищно-коммунальных услуг. Причин тому несколько. Это и недофинансированность отрасли, и диктат монополий, перекос в тарифной и платежной политике в пользу ресурсоснабжающих организаций и нехватка квалифицированных кадров. Но главная причина - это отсутствие грамотного собственника - заказчика услуги, способного принять решение и нести ответственность в вопросах управления жильем.

- Жилищный кодекс РФ предполагает, что собственники способны отлично распорядиться своим имуществом, неся общедолевую отвественность за его содержание, - говорит Искандер Анварович. – Но на деле этого не происходит. Общедолевая собственность дома  – это некая фантастическая субстанция. Что такое общедомовое имущество? Лифт, подвалы, трубы, чердаки... Сколько и что из этого принадлежит конкретному собственнику, как он может этим распорядиться? Никак! Для него подъезд - это не его собственность, а продолжение улицы.

В этом году отмечается 10-летие Жилищного кодекса,  за это время в Казани создано 500 отдельных ТСЖ и ЖСК. Это 10% от общего числа домов в городе. Условно можно сказать, что это те самые собственники, которые сами распоряжаются своим имуществом (хотя это не так, в большинстве своем их создавали застройщики). За 10 лет - 10% собственников. Сколько же нужно, чтобы мы все стали реальными хозяевами? 100 лет? Но мы же не можем оставить дома без хозяина на этот срок. До 1 июля 2013 года собственники были обязаны создать советы многоквартирных домов (Совет МКД). Знаете, сколько в Казани создали? Два совета. А жители жалуются нам. Мне говорят: «Ты чиновник, ты отвечаешь за ЖКХ. А я отвечаю согласно букве закона: «Уведомите жильцов, проведите собрание, примите решение». Я по другому ответить не могу. Сегодня многоквартирный дом - это имущество граждан. Как гараж, как автомобиль. Если в машине лопнуло колесо и меня не устраивает сервис, что я делаю? Я иду в другой автосервис. Если у меня в гараже крыша течет - я иду и ремонтирую ее, если председатель гаражного кооператива проворовался - я разбираюсь с ним в рамках имеющихся договоров и так далее. А если в доме проблема, то у нас населению проще Путину написать. А от президента ко мне жалоба приходит и я опять про собрание начинаю жителю рассказывать. Проблема в том, что у исполкома сегодня нет механизмов воздействия на эти отношения между собственником и управляющими организациями. Я чувствую ответственность за это жильё, но у меня нет законной возможности заставить кого-то обслуживать дом. Закон о муниципальном жилищном контроле не работает – нет подзаконных актов.

АиФ-Казань: - Не так это просто - уйти от УК. УК Вахитовского района даже судилась с жильцами дома по ул. Тинчурина, которые выбрали другую компанию.

   
   

- Вахитовский район –  сегодня один из самых сложных участков. В прошлом году в УК Вахитовского района провели  279 различных проверок. У нас всего 224 рабочих дня в году. Как можно эффективно работать в таких условиях? Приходит человек в погонах, делает выемку документации, компьютера, идут опросы сотрудников, а директор с опросов просто не выходит. Когда ему с населением общаться?

АиФ-Казань: - А зачем они столько домов набрали? Вот раньше были ЖЭУ, пусть бы они и трансформировались в УК, были бы доступными.

- Раньше было предусмотрено бюджетное финансирование, и обслуживающие организации не зависели от тарифа. Например, жители заплатили 40 тыс., а дому нужно 150 тысяч, 110 доплачивали из бюджета. Тот же директор УК Вахитовского района разве от хорошей жизни бараками занимается? Проверяющие говорят ему: «Ты потратил на барак в шесть раз больше, чем собрал с него. Откуда ты взял эти деньги? А на другом доме ты потратил 42% от собранных сумм. Где остальные средства?» Так они на барак и ушли! К примеру, на ул. Тукая, 5 в прошлом году жильцы собрали 5 тыс. руб. на содержание дома, а только на его подготовку к отопительному сезону УК  потратила 54 тыс. руб.  

Болевое участие

АиФ-Казань: - Почему для каждого дома не установить свои тарифы на текущий ремонт и обслуживание? Разным домам – разные суммы.

- Так и должно быть! Но это должен делать собственник, согласно ЖК РФ. Это должно быть осознанное решение собственников. Они должны понимать состояние дома, знать, какие работы необходимы, их стоимость и принять решение о сборе  денег на эти нужды. К сожалению, сегодня можно по пальцам подсчитать примеры самостоятельного решения собственников.  Если же этого  не происходит, то, согласно законодательству, управляющие организации руководствуются теми тарифами, которые установил муниципалитет для своего жилья (его в городе 12%). При этом понятно, что эти тарифы будут усредненными для разных типов домов, потому что неприватизированные квартиры распределены по всем домам и по всему городу. Да, тариф у новой девятиэтажки может быть ниже, но в бараке – в 10 раз выше, и в нём живут четыре бабушки-одуванчика, откуда у них деньги? Сегодня в Казани 23% многоэтажек, которые, по сути, являются донорами для всего остального жилого фонда. И деваться некуда, потому что дома нельзя бросить на произвол судьбы, а жители вместо принятия решения пишут во все инстанции. Город за собственников принять решение о подъеме тарифов в несколько раз для определенной категории домов не может. Поэтому мы говорим:  дайте муниципалитету законное право заниматься этим вместо собственников, не готовых самостоятельно управлять своими домами. У собственников должен быть выбор - заниматься самим своим домом, но только полноценно, без исключений; или же передать свои полномочия муниципалитету, и он будет  проводить отбор подрядчиков, ставить им задачи, спрашивать за их выполнение, контролировать целевое использование денег. У города  для этого есть все механизмы – служба заказчика, надзора, казначейство, Счётная палата и др. А собственникам надо дать возможность изучать Жилищный кодекс и учиться управлять своим жильём. И если они будут готовы к этому, примут решение – муниципалитет возвращает им их общедолевое имущество. Нашу идею разделяет руководство республики.  Но нужно менять федеральное законодательство. Сегодня я не могу вложить средства в дом на ул. Тукая, 5, этого не разрешает Бюджетный кодекс. Ведь это частная общедолевая собственность. Это всё равно что ремонтировать частный гараж на бюджетные деньги. Если исполком будет собственником общедолевого имущества, у него будет возможность найти бюджетные средства. Татарстану не привыкать выступать первопроходцами в разных начинаниях. Мы и здесь готовы стать пилотной площадкой для отработки эксперимента. Тогда не потребуется глобальных изменений законодательства, можно будет принять некие исключительные решения для конкретной территории.

АиФ-Казань: - Откуда же вы возьмёте дополнительные бюджетные деньги?

- Приведу такой пример. Есть дорожный фонд, куда собираются деньги налогоплательщиков. Также и здесь. Мы предлагаем установить некий фиксированный платеж в зависимости от благоустроености жилья в муниципальный жилищный фонд, узаконив тем самым перекрестное распределение денег между домами.  Собрали сумму – потратили на те дома, которые нуждаются в ремонте. Если не хватит этих денег, то необходимые средства можно предусмотреть в бюджете, как это делается с дорогами и соцобъектами.  Хотя меня могут обвинить в том, что исполком хочет «наложить лапу» на общедолевую собственность. Поверьте, мы абсолютно далеки от этих мыслей. Нам это имущество не нужно. Но как власть мы несем ответственность за происходящее в городе. И в том числе за содержание многоквартирных домов. А раз несем ответственность, то мы должны и обладать соответствующими возможностями для реализации этой ответственности.