Живите, как хотите. В домах престарелых проводят годы тысячи стариков

Валерий Христофоров / АиФ

Сегодня  в домах престарелых в республике живёт около 2000 человек, более 15 тысяч одиноких стариков обслуживаются на дому.  Как им живётся?

   
   

Одна дорога? 

...76-летний Равиль Гайнутдинов оказался в Верхнеуслонском доме-интернате для престарелых и инвалидов не потому, что одинок. Родственники есть. Пьют. С родными пенсионер не общается, зато нашёл в казённом доме свою любовь - супругу Марину. У неё тоже пьющая родня. «В Арском доме для престарелых нам не разрешили жить в одной комнате, поскольку мы были не расписаны. Пришлось перебраться сюда», - рассказывает Марина Геннадьевна. Ради любимой супруги Равиль Гайнутдинович даже принял православие и крестился, чуть позже они обвенчались, а три года назад зарегистрировались в загсе. 

Другому жильцу - Сергею Косюкову - всего 42 года. Он попал в дом-интернат восемь лет назад: обгорел на пожаре и лишился обеих ног. Родной отец от него отказался, дочь, которая в этом году пошла в первый класс, не звонит  , младший брат живёт далеко. Сергей увлёкся выжиганием по дереву: на деревянных досках выводит картины на старославянские мотивы. Не потерять интерес к жизни ему помогает любимая девушка Маша, которая работает здесь же санитаркой. 

Условия в интернате неплохие: после ремонта чисто и даже уютно, новая мебель и сантехника. Есть даже комната психологической разгрузки. У входа - лыжи, на которых могут покататься все желающие. Но, как отмечает Элеонора СЕРЕБРЯКОВА, директор учреждения, всё это благоденствие создано благодаря спонсорской помощи, деньгам родственников жильцов либо на доходы учреждения от платных услуг.  В доме-интернате предусмотрено проживание и на коммерческой основе, одни сутки обходятся в 594 рубля. В сумму входит питание, медикаменты, постельное бельё и одежда. «Государство дважды частично оплатило капремонт дома. Наверное, из-за того что есть спонсоры, нам решили больше не помогать», - продолжает она.  И хотя этот дом - для инвалидов, в  учреждении нет для них ни лифта, ни элементарных спусков. Живут здесь в основном по двое-трое, жилплощадь приходится делить с чужим человеком, и далеко не все сходятся характерами...

Живите, как хотите 

Если в Верхнем Услоне за стариками ухаживают и наблюдают, то в Васильевском специальном доме для ветеранов и тружеников тыла жильцы забыты всеми: и родственниками, и государством. В трёхэтажном здании около 40 квартир, в основном живут здесь по одному. У каждого своя квартира с кухней и санузлом. Но василь­евцам несладко: уборщицу и врачей пенсионерам приходится приглашать за свой счёт. Старики ужасно боятся пожара - в здании нет сигнализации, а пожары в таких учреждениях – не редкость. Только в этом году в российских домах престарелых и домах ветеранов в огне погибли 44 человека. Когда-то в доме были библиотека и буфет,  сейчас эти комнаты заколочены. Местная активистка Ираида Терешина, вдова инвалида Великой Отечественной войны, известного татарстанского художника  Василия Терешина, жалуется:  

А как у них?
По сравнению с другими регионами России в Татарстане значительно больше граждан пожилого возраста, обслуживающихся в социальных стационарных учреждениях. На 34% больше, чем в Краснодарском крае, на 69% больше, чем в Кировской области, и на 14,5% - чем в Челябинской. В соседней Республике Башкортостан, наоборот, в помощи государства нуждающихся на 42% больше, чем в Татарстане* (почти 7 тыс. человек). *Все статданные по регионам РФ приведены из СМИ.
«Мне 85 лет. После смерти мужа жила в доме сына, но родственникам оказалась не нужна. Я собрала свои вещи, написала заявление, чтобы мне дали угол. Вскоре сын умер после инсульта, а дочь убили. В молодости была культ­массовым работником, сейчас, бывает, выступаю со стихами и песнями в музеях и ДК в декаду инвалидов, этим и живу. Есть у меня две кошки, с ними не так одиноко...»

Приватизировать квартиры, чтобы жильцы могли прописать там родственников или сделать ремонт, им не дают. Много у ветеранов и других бытовых  проблем: летом на полу ночевали гастарбайтеры, работающие в Васильево. «Пока, слава богу, пенсию у нас не отбирали, - говорят  жильцы, – но защитить нас от таких гостей некому». 

В Васильевском исполкоме «АиФ-Кзань» честно признались:  денег на охрану и медработника для ветеранов нет. До 2008 года жильцами занимались сотрудники центра социального обслуживания «Созидание», но учреждение ликвидировали по распоряжению Кабмина РТ. 

Как сюда попадают? 

Сегодня в Татарстане работает несколько видов учреждений для одиноких стариков:  дома-интернаты для престарелых и инвалидов (их 26); психоневрологические интернаты (6) и специальные дома-интернаты (2). Если в первые две категории попадают женщины и мужчины пенсионного возраста (от 55 и 60 лет соответственно), а также инвалиды первой и второй групп, то в третью - освободившиеся из тюрем, бомжи и попрошайки, ранее судимые лица. Живут в домах не бесплатно - «пансионеры» отдают 75% пенсии, остальную сумму доплачивает государство. По желанию родные могут оплатить дополнительные уход и услуги медсестры. В минсоц­защиты РТ «АиФ Регион» пояснили:  в дома престарелых они принимают по письменным заявкам и по показаниям - то есть тех, кому требуется посторонняя помощь. Это определяет специальная «комиссия по оценке индивидуальной нуждаемости». Статистика последних лет свидетельствует - число живущих в домах-интернатах одиноких стариков не меняется. За кем-то действительно некому ухаживать, а от кого-то в прямом смысле избавляются... 

   
   

Мнение власти

Наталья БУТАЕВА, заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ: 

- 90% стариков, которые попадают в дома-интернаты, одиноки и недееспособны. У них нет ни детей, ни внуков. Современные бабушки и дедушки – люди с характером и претензиями, не всегда родственники могут обеспечить им должный уход. В доме-интернате есть компьютеры, телефоны, там развивают культурное направление. Поэтому я бы не стала осуждать тех, кто отдаёт родственников в интернаты. Жизненные ситуации могут быть совершенно разными. Например, был такой случай… Одинокую женщину отправили в долгую командировку в Воркуту. Она не смогла оставить свою бабушку одну, отправила её в дом престарелых. Ведь там по крайней мере есть медицинские гарантии и уход. За рубежом многие старики заканчивают жизнь в домах престарелых. И это никому не кажется преступлением против человечности. 

Ничьи старики

Александр Купцов, народный артист РТ:

- В первую очередь о стариках должно заботиться государство. Оно ответственно за тех, кто отдал все силы на благо Отчизны. Что касается общественных организаций, то старики не могут положиться на них. Их помощь сиюминутная: помогают только в том случае, если у этих организаций есть деньги. Общественникам часто  создают барьеры бюрократическими законами. 

Отношение самого общества к старикам тоже нельзя назвать здоровым. Есть и здесь негативные явления: например, несколько раз по ТВ я слышал, что в домах престарелых избивают жильцов-пенсионеров. К сожалению, наше общество очень дестабилизировано, и гарантий на завтрашний день нет ни у кого. Нет опоры, которая должна создаваться государством, обеспечиваться законностью. Нужно переформатировать государственные функции. Но это будет возможно только в том случае, когда во власти будет больше людей, так сказать, новой формации. Я уверен, у нас в стране такие есть.

 

 

 

Смотрите также: