Очаги культуры. Почему в новых сельских клубах Татарстана работать некому?

На голом энтузиазме

«Клубы на селе должны быть не просто построены и сданы, там должна вестись соответствующая работа», - не раз заявлял президент республики Рустам Минниханов.  Однако вдохнуть жизнь в них оказалось не так-то просто.     
   

В селе Большие Кургузи Зеленодольского района в октябре прошлого года открылся клуб на 200 мест. В здании разместились библиотека, гримёрная, актовый зал с необходимой аппаратурой. Клуб стал очагом культурной жизни для сельчан. За восемь месяцев здесь успели поставить несколько детских спектаклей, пригласить известную татарскую поэтессу Шамсию Жихангирову и организовать праздники. В клубе работают шесть кружков (хотя так их называть нельзя, поскольку занятия ведут неспециалисты. - Прим.авт.): поэзия, народная песня, татарская кухня, театр и два хореографических коллектива - детский и молодёжный. И всё это заслуга всего трёх человек!

Молодая и энергичная зав.клубом Эльза Кучкарова после окончания вуза в Казани вернулась в родное село. Сегодня ей приходится совмещать работу заведующей и художественного руководителя. Помогают  библиотекарь и балетмейстер, который работает на полставки. «В школе учатся ребята из нескольких сёл, - рассказывает Эльза Рафиковна. – После уроков сразу бегут к нам на занятия.  Мы придумываем  спектакли, разучиваем танцы, стихи». Сами кургузинцы не скрывают радости: наконец-то в селе появился нормальный клуб. 

Всего в нём занимаются 92 человека. Работники признаются: хоть и любят своё дело, но успевают с трудом.  Нужен художественный руководитель, который бы полностью взял на себя творческую часть. 

Финансируют учреждение из бюджета района.  Но пока его не передали в муниципальную собственность, матпомощи (кроме оплаты коммунальных услуг) нет. Часть расходов работники и вовсе покрывают из своей небольшой зарплаты. «Недавно ставили с детьми спектакль «Ишегалды» («Двор»), - делится Эльза Кучкарова. -  Готовились три месяца. Подарки артистам покупали на свои средства, ведь не оставишь их без награды. Стоимость занятий у нас 50 рублей в месяц, но родители не отдают и этих денег. Говорят, раз с ребёнком не работает специалист, то и платить не за что. Перед мероприятиями сами обзваниваем  сельчан, рассказываем им о концертах. На это тоже уходят немалые средства». Доход клубу приносят концерты и творческие вечера приезжих артистов. Билеты стоят 150 рублей и зал почти всегда полон.  

 

Трансформер и баян

Программу  «Сельский клуб» запустили в 2011 году, каждый год на строительство новых клубов выделяют по 500 млн рублей из федерального и республиканского бюджетов. По программе в каждом муниципальном районе должны появиться несколько дворцов культуры. В прошлом году в Татарстане открыли 15 таких учреждений: три в Сабинском районе, по два в Апастовском, Кукморском, Лаишевском, по одному в  Арском, Елабужском, Мамадышском, Нижнекамском, Нурлатском и Рыбно-Слободском. В Татарстане в 2014 году откроются ещё 47 клубов. Какой клуб нужен району, решают главы. Есть на 100, 200 или 300 мест. Проекты разные, но не всегда удачные. К примеру, клуб с актовым залом с возможностью трансформации под спортивный зал. Совместить спортивные занятия с театральным кружком в таком зале невозможно. То и дело приходится выносить стулья. 

   
   

По словам Натальи Валиуллиной, заведующей клубом в Больших Усадах (Лаишевский район), сельчанам повезло: на базе клуба организуют зимние лыжные гонки, но в здании не хватает места для занятий с детьми.

«Мы подгоняем расписание, например, во время танцевальных занятий начинаем разминку в том же помещении, где дети заканчивают заниматься», - говорит она. Сталкиваются здесь и с бюрократией: чтобы купить баян, заведующая едет в Казань и обходит  несколько магазинов. Выписывает чеки и согласовывает  с начальством, при этом не каждую покупку готовы оплатить.  

На три села - один клуб?

Ещё один проект - много­функ­циональный центр (МФЦ), такой окрыли прошлой осенью в селе Нижний Услон Верхне­услонского района. К клубу, рассчитанному на 100 мест, прилегают фельдшерско-акушерский пункт и сельская библиотека. Кружки разнообразные: от танцевального до литературного, есть даже театр одного актёра и аэробика.

Заведующая клубом Гульчачак Карпова по совместительству учит детей танцам и пению. «Да, зарплаты маленькие (11-13 тыс. руб.), ну так мы всегда можем подработать массовиками-затейниками, тамадами! – не унывает она. - Бывает, приходится что-то покупать на свои средства. Например, призы для детей. Но несложно купить конфет на 200 рублей, чтобы устроить праздник». Летом в  Нижний Услон перебирается около 15 тыс. дачников (по соседству расположены 22 садовых общества). На них, в том числе, и рассчитан новый дворец культуры. 

«Штатных единиц не хватает во многих клубах, - вздыхает Денис Луканов, руководитель  Айшинской клубной системы. – Есть правило: на 500 человек населения работает один клубный работник. Очевидный выход из ситуации  – добавить денег и увеличить штат. Ведь люди, готовые работать, есть». По словам Луканова,  решение проблемы -  в  оптимизации. На несколько сёл нужно строить один большой клуб, чтобы там работал полный штат сотрудников с нормальной зарплатой. Например, такой сейчас строится в Яках. Тем более сёла связаны автобусным сообщением да и автомобили есть почти в каждой семье. 

Мнение

Хания Фархи, певица, народная артистка РТ:

Я недавно выступала во Дворце культуры в Дубъязах, принимали меня достойно,  сам клуб очень красиво отделан, хорошая гримёрная. Никого обидеть не хочу, зал был полон, но всё же помещение не рассчитано на выступление серьёзных артистов.  Сцена маловата, а у меня группа из 18 человек. Я уже 30 лет на сцене, в основном выступаю в больших городах и на крупных праздниках вроде Сабантуя. В маленькие деревни езжу редко. И, положа руку на сердце, моральное удовлетворение получаю не всегда. Так думает и большинство артистов, которые по деревням не ездят. 

Большая заслуга тех, кто в этих клубах работает, без их инициативы культурная жизнь умерла бы. В селе на 30 домов просто невозможно открыть клуб, но не бросать же людей на произвол судьбы. Хорошее решение – строить большие дворцы культуры на несколько деревень сразу. Ведь нужно думать о молодёжи. На наше поколение зрителей хватает, а вот что дальше будет?

Комментарий

Анастасия Исаева, заместитель председателя Комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и нацио­нальным вопросам:

Культура – это базис развития человека, но, к сожалению, она у нас всегда держалась на энтузиазме. Мы с депутатами часто выезжаем в сёла, проводим встречи как раз в домах культуры. Жизнь там идёт, дети и взрослые приходят на занятия. Но есть и очевидные проблемы. 

«У руля» в сёлах должна встать команда. В первую очередь в сельские клубы нужно привлекать молодых специалистов. Людей, которые только что получили образование и с энтузиазмом воплощали бы свои задумки. Естественно, им нужны социальные гарантии и нормальная зарплата. Комитет по культуре Госсовета РТ не первый год лоббирует проект, аналогичный госпрограмме «Земский врач». Если удастся его внедрить, то молодой специалист, приезжая работать в сельский дом культуры, будет получать жильё и подъёмные. Что касается зарплаты, то её в рамках Года культуры работникам этой сферы должны поднять. 
Нельзя забывать, что сейчас у республиканских сельских домов культуры есть возможность выигрывать гранты на приличные суммы. Грантовая поддержка есть, сельчанам осталось только проявить инициативу.  

Гузель Нигматуллина, зам. министра культуры РТ:

- Да, есть сёла, где не хватает режиссёров, хореографов. Есть и такие, где числятся по 5 человек, а работа не ведётся.  По итогам 2013 года на 1000 жителей в республике - 5 работников культуры. Нет  плохого в том, что директор совмещает  должности. Ведь речь идёт не о профессиональном искусстве, а о любительском. И зарплату сотрудников дворцов культуры (ок. 13 тысяч рублей) нельзя назвать маленькой. Штатный сотрудник в нашем министерстве  получает столько же. Если он работает по призванию, не жалуется.

Культурная жизнь на селе есть. Сейчас идет переход от старой клубной системы к новой. Проблемы, которые возникают на данном этапе, временные. Мы работаем с районными администрациями, постепенно решится вопрос и с финансированием. 

Смотрите также: