Планов громадьё
Проект будущего вокзала ВСМ на Градостроительном совете Казани представил президент Союза архитекторов России, главный архитектор ОАО «Метрогипротранс» Николай Шумаков. Его институт разработал концепцию по заказу «Скоростных магистралей» - «дочки» РЖД.
Но она финансирует только первую стадию проекта – возведение рядом с «Казань-2» объединённого вокзала и платформ для них. Без этого комплекса невозможен запуск ВСМ.
Для высокоскоростной магистрали построят отдельные пути с тремя платформами - там, где сейчас проходит линия РЖД, которую перенесут севернее. Для ВСМ и РЖД сделают отдельные коридоры входа и выхода. Объединённый вокзал будет состоять из четырёх надземных уровней. Самый верхний – с залом ожидания для пассажиров ВСМ - расположится над путями ВСМ. «Вокзал, все платформы будут заключены в светопрозрачную шумозащитную конструкцию, - говорит Николай Шумаков. - Чтобы создать благоприятную среду и для пассажиров, и для всего района».
Один из странных сюрпризов проекта – грядущий снос вокзала «Казань-2» - совсем нового здания, построенного к Универсиаде, на которое потратили 1,1 млрд бюджетных рублей! «Концепция подразумевает доведение комплекса до состояния полноценного транспортно-пересадочного узла (ТПУ), - объясняет главный архитектор проекта Леонид Борзенков. – С новым автовокзалом, гостиницей, торговым комплексом, парковками. ТПУ объединит четыре вида транспорта: метро, железную дорогу, ВСМ, автобусное сообщение. Но для строительства второй стадии ещё надо найти инвестора». То есть в ближайшее время вокзал «Казань-2» не тронут. Его снос запланирован на второй стадии, когда на месте «Казань-2» появится новый автовокзал, гостиница, связанные галереями с метро, новым жд-вокзалом. По словам Л. Борзенкова, не известно пока и точное место для нового автовокзала. Мешает «планов громадьё»: у города масса идей по развитию территории вокруг площади Восстания, лучшие из которых ещё не выбраны.
Кто шьёт костюм?
Члены Градсовета сочли проект вокзала ВСМ красивым, интересным по архитектуре. Другой вопрос: впишется ли эта красота в то, что уже есть вокруг?
Архитектор, член Градсовета Дмитрий Пузырёв называет недостатком проекта расположение 8-полосной эстакадной автодороги. «Если раньше она была прижата к вокзалу, то сейчас делает петлю в сторону города, подходя слишком близко к жилым домам по ул. Воровского, - считает он. – Вряд ли это понравится жителям. Думаю нужно найти другое решение, чтобы люди чувствовали себя комфортно.
В итоге Градсовет порекомендовал сделать проект планировки территории вокруг будущего вокзала. С прилегающими кварталами, чётким зонированием, схемами организации пешеходного и главное транспортного движения - чтобы этот узел не изуродовал одно из знаковых мест города. Как стало известно «АиФ Казань», разработкой этого проекта занимается институт «Татинвестгражданпроект»