Лошадиные силы. Сколько их потребуется, чтобы обслужить своё авто?

В условиях взлёта цен татарстанцы собираются реже обращаться в автосервисы. © / pixabay.com

Санкции крупных международных автобрендов привели к взлёту цен на комплектующие для машины и автохимию. К чему готовиться автовладельцам в Татарстане?

   
   

Никаких акций и скидок

Пока женщины в Казани запасались продуктами, предметами гигиены и быта, мужчины были озабочены приобретением автохимии и других товаров для автомобиля, свидетельствуют результаты мартовского опроса портала SuperJob. И не зря – цены растут как на дрожжах.

«Когда меняю шины, заодно прохожу техобслуживание в автосервисе по соседству в Кировском районе Казани. Позвонила прицениться. Фильтры масляные предлагают сейчас от 800-1000 руб. в зависимости от типа двигателя, воздушные – за 1200 руб., моторное масло «Шелл» – 4800 руб. 4-литровая канистра. Раньше работы были бесплатными в рамках акций, но сейчас об этом можно забыть. Итого замена фильтров и масла выливается в 7500 руб.», – подсчитала расходы владелица «Фольксвагена Поло» Карина Мифтахова.

Подорожала и сезонная замена шин, рассказывает она.

«Уже до начала «горячей поры» за перекидку резины 14-дюймового диаметра берут 1500 руб., плюс ещё 400 за обработку резины герметиком. Раньше шиномонтаж списывал постоянным клиентам баллы, что давало порой 50-процентную экономию, но сейчас предупредили – никаких акций и скидок, – сокрушается Карина. – А я ещё помню времена, когда тратила на замену шин для своего «Дэу Матиза», на котором тогда ездила, 600 руб. Всё бы ничего, но ведь зарплаты не выросли за это время в 2–3 раза!»

Суровые реалии ждут и тех, кто «тюкнулся» в мелком ДТП. К примеру, оригинальные бамперы только за первые две недели марта подорожали в среднем вдвое – такие данные приводит Национальное агентство промышленной информации. Заднее крыло выросло в цене на 90%, двери прибавили от 84 до 93% . Лобовые стёкла – 93%, боковые – 86%.

В среднем цены на оригинальные запчасти для иномарок массового сегмента (от автопроизводителей по страховой корзине) поднялись на 87,5%, резюмирует агентство.

   
   

Роскошь, а не средство передвижения

Рост цен на автозапчасти – головная боль не только для частных автовладельцев, но и для компаний, занимающихся логистикой и пассажирскими перевозками. Руководство Ассоциации транспортных перевозчиков РТ обратилось в татарстанское подразделение УФАС, призвав проверить обоснованность повышения цен и принять меры в случае нарушений.

За месяц расходы транспортных компаний на автозапчасти и комплектующие выросли на 87% и будут дальше расти, в том числе в связи с приостановкой сервисных контрактов с авторизованными центрами Volvo, Scania, Mercedes-Benz, Iveco, MAN. Об этом предупреждают руководители крупных транспортных предприятий России, обратившиеся с коллективным письмом к бизнес-омбудсмену при президенте РФ Борису Титову. Транспортники предлагают комплекс мер, которые помогли снизить напряжённость. В этом перечне – предоставление льготных кредитов, отмена транспортного налога, ограничения действия автоматизированной системы весогабаритного контроля на год, которая работает «не всегда корректно».

«Будем надеяться, что реальная государственная помощь придёт, иначе ноша, которую перевалят транспортники на плечи потребителя, будет очень заметной, – надеется житель Сабинского района Василий Красников. – Сам я машину год назад продал и не вижу теперь смысла приобретать: стоимость при покупке и цена обслуживания такие, что это теперь роскошь, а не средство передвижения. На работу в райцентр меня довозят за плату коллеги из моего села, так что выкручиваюсь».

В новых условиях многие в Татарстане стали водить машину внимательнее, боясь попасть в аварию. Другие реже садятся за руль, предпочитая общественный транспорт. Так что есть и плюсы – можно ожидать уменьшения пробок в час пик.

«Дети, конечно, удивляются – в магазин теперь часто ходим пешком с рюкзаком, в нашем пригороде это полчаса в одну сторону вместо трёх минут на машине. Приведём себя в спортивную форму перед летом, – улыбается жительница Казани Софья. – На работу тоже стараюсь добираться на автобусе. Но у нас есть остановка общественного транспорта, а вот как быть, скажем, моим родственникам в п. Борисоглебском под Казанью, где огромный жилой массив не охвачен общественным транспортом? А во многих деревнях автобусное сообщение лишь пару раз в неделю».

МНЕНИЕ

Представитель Федерации автовладельцев России в Казани Дмитрий Золотов:

 «Столпотворения в автосервисах и ажиотажного спроса на запчасти, как на сахарный песок, не было ни в марте, ни сейчас. Но запчасти не нужны всем одновременно. К примеру, новые машины пока не успели сломаться, техобслуживание им не нужно, а значит, в маслах и фильтрах тоже нет необходимости. Однако любые запасы заканчиваются. Даже если производитель готов поставить детали, транспортировка занимает порой в несколько раз больше времени в силу нарушения логистических связей.

Думаю, что месяца через два мы столкнёмся с дефицитом и запчастей, и расходных материалов (свечей зажигания и др.). Особенно сложно будет с электроникой, к примеру, всевозможными датчиками из стран, объявивших санкции.

Проблемы появятся у автовладельцев, купивших авто у официальных дилеров, если машине понадобится гарантийный ремонт. Если запчастей у дилера нет, клиенту придётся искать оригинальные детали самому, а если на это не согласен, сдавать машину и получать деньги. Другим автовладельцам чуть проще – они могут найти китайскую замену или поискать запчасть на сайтах объявлений об авторазборах.

 А ещё, видимо, будем чаще пользоваться услугами Самоделкиных в гаражах. Впрочем, многие энтузиасты и в хорошие времена вытачивали детали к своим джипам на токарных станках.

Автохимию, фильтры и другие расходники люди стараются покупать сейчас, справедливо рассуждая, что лучше мешок сахара не купить, чем потом остаться без руля, потому что нет в запасе моторного масла. Высокие цены – это теперь наша реальность. Некоторые опасаются, что с падением уровня жизни вернётся криминал, мол, с машин будут снимать шины и т. д. Думаю, что всплеска, как в 90-е, не будет, хотя бы потому, что сегодня везде по городу стоят камеры наблюдения».