На рубеже юбилейного года в КАПО произошло несколько знаковых событий: изменилась структура предприятия, а самое главное – окончательно определилась стратегия развития завода в составе Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). Многое из намеченного уже сделано, но ещё большего предстоит достичь, говорит генеральный
директор ОАО «КАПО имени Горбунова» Васил КАЮМОВ.
Васил Кадымович возглавляет КАПО 5-й год, до этого руководил ЗМА. Ещё с тех времён в республике за ним закрепилась репутация антикризисного менеджера. С его приходом ощутимые перемены произошли и на КАПО. Предприятие стало более прозрачным с точки зрения своих финансовых потоков: что называется, с первого взгляда ясно и понятно, где долги, а где активы. Ряд направлений удалось вывести на аутсорсинг: КАПО-Жилбытсервис, КАПО-Автотранс, строительное подразделение, ведётся работа по выведению в «свободное плавание» КАПО-Ремонт.
В «Ту» сторону
Каждому авиапредприятию, которое входит в ОАК, отведено свое место, чётко обозначена его специализация до 2020 года. Это несомненный плюс, который дает возможность предприятиям планировать свою деятельность исходя из пос¬тав¬ленных задач. Перспективы комплексного развития КАПО в составе ОАК определялись под личным руководством президента Татарстана Рустама Минниханова и главы ОАК Михаила Погосяна.
Итак, первое направление, по которому работает КАПО, - это ремонт военной техники. Казанское предприятие остаётся единственным предприятием, которое поддерживает боеспособность стратегической авиации, занимаясь ремонтом и модернизацией боевых самолётов дальней авиации Ту-160, а с этого года и Ту-22М3.
Второе направление – специальная авиация. К среднемагистральным самолётам Ту-214, поднятым на крыло КАПО, по-прежнему есть интерес и со стороны Управления делами Президента РФ, и со стороны Минобороны РФ. КАПО адаптирует эти машины под специальные требования различных госструктур. На сегодня в Управлении делами Президента РФ работают семь машин, на днях сдана восьмая. Ещё один воздушный лайнер планируется передать заказчику в феврале, другой – в конце 2012 г.
Ведётся работа над двумя большими заказами Минобороны РФ – специальными машинами Ту-214ОН «Открытое небо».
Первый полёт Ту-214ОН «Открытое небо» совершил в июне 2011 г. На МАКС-2011 его продемонстрировали посетителям авиасалона. Этот самолёт предназначен для выполнения инспекционных полётов в рамках программы «Открытое небо», включая наблюдение за выполнением соглашений в области контроля над вооружениями, проведение аэрофотосъёмки, проведение наблюдения за местностью во время стихийных бедствий. Первая машина уже прошла лётно-конструк¬тор¬ские испытания, сейчас находится на доводке, сертификационные испытания планируется начать в январе 2012 г. Второй лайнер предполагается достроить к началу 2013 г.
Помимо этого, в портфеле заказов КАПО - контракты на постройку машин специального исполнения со Службой безопасности РФ, с Управлением делами Президента РФ на изготовление самолётов-ретрансляторов. Первые такие машины были переданы заказчику ещё в 2009 г.
Дадут крылья
Третье направление выкристаллизовалось в этом году: КАПО с будущего года начнёт поставлять авиакомпоненты на другие заводы. На «Авиастаре» в Ульяновске сейчас разворачивается серийное производство военно-транспортных самолётов ИЛ76-МД90. Под этот проект казанское предприятие будет поставлять оперение, куда входят киль и стабилизатор. На ИЛ76-МД90 помимо заказа Минобороны РФ ожидаются заказы из-за рубежа: эта машина успела хорошо зарекомендовать себя на мировом рынке.
Ещё один проект по авиакомпонентам, в котором задействовано КАПО, - региональный самолет SuperJet – на сегодняшний день единственный в пассажирской гражданской авиации, где российский авиапром может потеснить конкурентов-иностранцев. Если на рынке среднемагистральных лайнеров сегодня самые тиражные самолёты – Boeing 737 и Airbus 320, то в региональной авиации, где Boeing и Airbus практически не работают, SuperJet может успешно конкурировать с такими компаниями, как «Embraer» (Бразилия), «Bombardier» (Канада). В этом сегменте рынка у SuperJet есть шансы хорошо позиционироваться. Сегодня у SuperJet заказов уже на 800-1000 машин, предполагаемых к продаже. И КАПО тоже «садится на подножку этого трамвая», начиная изготавливать для SuperJet крыло и оперение.
Избавляясь от балласта
Своя стратегия есть у КАПО и по использованию имущественного комплекса. Уже несколько лет предприятие работает над сокращением собственных затрат, но достигнутые результаты – безусловно, не есть оптимальный вариант. Многое ещё предстоит сделать. Эта работа также координируется руководством республики и ОАК. Под их эгидой реализуются сразу несколько важных для завода проектов. Один из них - переход на новую систему отопления. Схема, действующая сегодня, очень дорогая: в январе-феврале этого года предприятие тратило на отопление и электроэнергию по 2 млн руб. ежедневно. Протопить огромные заводские корпуса с помощью горячей воды, поступающей с ТЭЦ, сложно. Поэтому вскоре внутри корпусов появятся газолучистые обогреватели, они наиболее оптимальны для таких помещений. Подобные проекты хорошо зарекомендовали себя на КАМАЗе: инфракрасные лучи идут вниз от газолучистых обогревателей, которые обогревают не воздух, а поверхность - это напоминает работу солнца. Но для запуска нового проекта был нужен газ, которого нет ни у соседа - КМПО, ни у КАПО. Квоту на «голубое топливо» заводы получили благодаря решению президента республики Рустама Минниханова. Сейчас уже выполняются расчёты по подводке газа к КАПО и КМПО, которому оно требуется для запуска газотурбинной установки.
Ещё один проект, позволяющий снизить затраты - строительство дороги между заводами. Она должна соединить ул. Максимова с ул. Амирхана. Этот проект интересен не только предприятиям, но и обычным казанцам: обводной путь вдоль железной дороги сегодня плотно загружен, а новая магистраль протяжённостью более 2 км обеспечит прямой выход из Авиастроительного района в центр через ул. Амирхана.
Программа-максимум – сделать структуру КАПО более стройной и «спортивной», то есть избавить её от непрофильных активов.
У предприятия много земельных площадей как внутри, так вне периметра завода – общей площадью 1000 га. Их можно использовать под строительство малоэтажного жилья или под проекты малой авиации и грузовые терминалы, ведь достаточно недалеко от КАПО находится трасса М7. А площади, примыкающие к ул. Амирхана, идеальное место для автомобильного комплекса, парковки или торгового центра. Предприятие уже направило предложения на этот счёт инвесторам и крупным сетевикам.
Правильный бизнес
Как известно, производство должно приносить прибыль, а прибыль должна служить на благо людям. Правильный бизнес заинтересован в том, чтобы люди, работающие на предприятии, были здоровыми во всех отношениях: физически, морально, социально. Но в жестких условиях современного кадрового рынка привлекательным предприятием стать непросто. Поэтому одна из главных задач руководителя КАПО – добиться того, чтобы зарплата и весь соцпакет в целом соответствовали среднему уровню по региону. Плюс к этому на предприятии есть свои «бонусы»: в этом году завершается получение 200 квартир, которые были выделены КАПО по программе соципотеки.
Помимо этого, для решения квартирного вопроса развёрнута своя программа – «Авиастроитель» на 2011-2012 гг. В первую очередь жильё выделяется специалистам, работающим по новым проектам (в частности, по авиакомпонентам), а также детям заводчан с тем, чтобы привлечь молодежь на завод.
Примечательный факт: в этом году едва ли не впервые за всю историю завода начальником цеха окончательной сборки стал 28-летний лет Ким Ахметшин. Он вырос в этом цеху, прошёл весь путь от рабочего до руководителя.
На КАПО уверены: этот случай исключением из правил не станет. С каждым годом на предприятии становится всё больше молодёжи. Сейчас на 50% омолодился состав руководителей подразделений.
«Мы не боимся ставить на такие должности молодых, - говорит Васил Каюмов. – Они активны и амбициозны, несут новые идеи и помогают нам двигаться вперёд».
Языком цифр
21 марта 2011 г. в день 15-летия первого полёта Ту-214 – Управделами Президента РФ передан очередной самолёт Ту-214.
17 июня объявлен Днём памяти В.Е. Копылова - директора Казанского авиазавода в 1973-1994 гг. 12 июня 2011 г. ему исполнилось бы 85 лет.
18 декабря 2011 года исполнилось 30 лет со дня первого полета Ту-160.
Смотрите также:
- Вторая жизнь «Белого лебедя». Забытый проект Ту-160 возрождают для Сирии? →
- В апреле 2017 года в Казани начнется изготовление Ту-160 →
- Аэродром «Куркачи» принял праздник «Я выбираю небо!» →