В Интернете опубликовали видео, на котором воспитанницы социального приюта в Татарстане рассказали о дедовщине в учреждении и признались в сексуальных домогательствах со стороны педагога. Верить словам детей или нет, говорят ли они правду - выяснят следователи.
За непослушание – головой в унитаз
«Он позвал меня в спортзал, потом стал кружить и руки держал в районе груди, мне стало больно, я попросила отпустить. Другую девочку он трогал за интимные места, вот здесь…» – показывая на ягодицы, рассказывает на видеозаписи одна из воспитанниц приюта, девочка лет 11.
На камеру признания воспитанниц приюта сняла мать 10-летней Карины (имя изменено), лишённая родительских прав Екатерина С. Ранее «АиФ-Казань» рассказывали её историю. Органы опеки посчитали, что она плохо справляется с родительскими обязанностями, потому лишили ее права воспитывать детей. Екатерина судилась, но все без толку. Сейчас опекунство на детей пытается оформить мать Екатерины Ирина Алексеевна.
Пока идут суды, одну из дочерей – Карину – поместили в социальный приют, расположенный в Рыбно-Слободском районе Татарстана. Это учреждение по типу общежития, где живут дети, родители которых находятся в трудной жизненной ситуации. Например, если у семьи нет жилья, органы опеки забирают детей и помещают в приют. Рядом с учреждением находятся школа и спорткомплекс.
В декабре женщина попросила свою знакомую - активистку Елену Тимерханову - отвезти её на машине к дочери. Хотелось порадовать Карину подарками и конфетами перед Новым годом, хоть на несколько часов оказаться с дочкой и прижать её к себе... Но учреждение находится в 130 км от Казани. Общественный транспорт туда не ходит, на машине ехать два часа. Елена согласилась ее отвезти. Приехав в приют, женщины прошли в гостиную, где их окружили радостные дети. Пока Екатерина обнималась с дочкой, раздавала подарки и конфеты, в комнату зашел мужчина, который стал всех девочек настойчиво звать в спорткомплекс.
«Мы ему говорим: «Подождите, не видите, мы к детям приехали только на три часа, и так давно не виделись, не до спорткомплекса сейчас». А он все продолжал звать, - рассказывает Елена. - Когда ушел, мы спросили девочек, что это за странный человек. Они сказали, что это трудовик, который зовет их в спортзал и там лапает. Мы не поверили и переспросили, может девочкам кажется? Тогда Карина сказала, что перестала ходить в спорткомплекс, так как педагог её там трогал. Ее подруга Лиза (имя изменено) подтвердила эти слова и добавила, что ее он там три раза домогался».
С тревогой на сердце женщины покинули приют и стали думать, как помочь девочкам. Тогда Елена написала своим знакомым правозащитникам и депутату (имя которого отказалась называть). Они посоветовали снять слова девочек на камеру и предъявить полиции, чтобы началось расследование в отношении мужчины.
Так женщины и поступили, но поехать в приют смогли только в январе.
«Екатерина позвонила мне после Нового года и попросила срочно отвезти ее в приют. Сказала, что Карина звонила ей в истерике и просила приехать, так как ее старшие девочки держат в туалете и грозятся окунуть головой в унитаз».
По словам Карины, в приюте царит армейская дедовщина. Она утверждает, что 16-17-летние воспитанницы держат детей в страхе и наказывают за любую провинность – это у них называется «зихер». За мелкий «зихер» полагается пощечина, за средний – удары в глаз и живот, за серьезное нарушение – головомойка. Причем наказать детей якобы могут за что угодно: от «косого» взгляда до непослушания и дерзости в общении с воспитателем. Карина говорит, что эту иерархию и классификацию наказаний создали сами сотрудники приюта, чтобы держать всех под контролем. А «старшекам» выгодно наказывать детей - за это им полагаются «бонусы», например, разрешают курить.
Сам приют женщинам показался внешне довольно приличным: везде стоят камеры, в комнатах по четыре кровати, рядом столовая. Единственное, в туалетах нет бумаги. И дети курят на крыльце, матерятся.
Верить словам детей или нет? Ведь они могли и оговорить сотрудников приюта.
«Удали видео!»
15 января Елена и Екатерина приехали в приют, вооружившись камерами. Они попросили детей рассказать про дедовщину и домогательства педагога.
Как выяснилось, мужчине 60 лет, работает в учреждении трудовиком, к спортзалу никакого отношения не имеет, разве что у него есть ключи от кабинета. Именно туда, так как там нет камер видеонаблюдения, он, по словам девочек, заманивает по одной и предлагает их «покружить».
«Спортцентр – это такое место, где можно взять лыжи и коньки, - рассказывает 10-летняя воспитанница. - После 15.00 и 17.00 он зовет туда девочек. В первый раз он меня туда привел и стал кружить как жених невесту, потом стал трогать за грудь».
«Летом, когда все ушли кататься на великах, я осталась с ним, чтобы подкачать колеса, - рассказывает 13-летняя девочка. - Он меня поднял, раскрутил и взял за грудь, я сказала: «Хватит». Он сказал: «Что?» Потом он прекратил и зашли другие. Затем в зале тренажеров он начал трогать за разные места (показывает на грудь и ягодицы). Я боялась, что произойдет что-то. Потом зашла подружка Лиза, он ей сделал массаж. Я подглядывала за ними. Сначала он сделал ей массаж на спину, потом за грудь полез, она сказала «Хватит». Мы пожаловались воспитательнице, его за это оштрафовали летом. После этого он прекратил, но потом снова несколько раз приставал к девочкам в ноябре и декабре».
Елене было тяжело это слушать, Екатерине – еще хуже, ведь там ее дочь! В один момент съёмку из окна заметила педагог учреждения. Она увела девочек, но те поочередно прибегали к женщинам и рассказывали свои страшилки: как над ними издеваются старшие, какие приставания педагога они терпят. Дослушать истории всех детей Елена не смогла – не выдержала.
Она вышла из приюта, села в машину и стала дожидаться Екатерину. Когда та вернулась, женщины решили не медлить и отправили видео правозащитникам, те опубликовали записи в соцсетях. Не успели отъехать, Екатерине позвонила дочь и в слезах попросила вернуться.
«Они стали ей угрожать, сказали, если видео не удалят из соцсетей, Карина будет отвечать за меня. Мы позвонили в полицию, попросили приехать, затем развернули машину и вернулись в приют», - говорит Екатерина.
Приехав в учреждение, они застали полицию и воспитателей в кабинете. Там же были и дети, заплаканные и опухшие от рыданий.
«Они бросились ко мне и Екатерине, уткнулись в наши животы и продолжали плакать, - рассказывает Елена. - А полицейские никак на это не реагировали. Мы спросили, по-вашему, это нормально? Почему дети плачут? Те начали отнекиваться, мол, дети заплакали только когда вы вошли. Еще в приюте были чиновницы из отдела образования. Мы им пригрозили, что все сняли на камеру и в отношении них будет расследование».
На следующий день Екатерина не могла дозвониться до дочери. Целые сутки она не знала, что с ней происходит, жива ли? По словам женщины, у девочки отобрали телефон. Воспитатели, мол, угрожали, что ее мать посадят в тюрьму и Карина останется жить в приюте. По словам Екатерины, ей запретили заходить в учреждение. Кроме того, руководство ввело новое правило: все гости должны сдавать телефоны и технику на вахте.
«Старшие девушки отобрали у Карины телефон, позвонили мне и сказали: если будут публикации про воспитателей, мою дочь побьют. Потом позвонила дочь и сквозь слезы попросила удалить видео», - сказала Екатерина.
Наведут ли порядок?
В следственном комитете РТ возбудили уголовное дело по статье «Насильственные действия сексуального характера». Расследование ведётся в отношении «неустановленного лица».
«В ходе мониторинга сети Интернет выявлен видеоролик, в котором воспитанницы одного из социальных приютов Рыбно-Слободского района для детей и подростков сообщили, что в период с августа 2019 по 15 января 2020 года сотрудник приюта совершал в отношении четырех девочек 2006-2010 годов рождения действия сексуального характера. По данному факту следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан проводится доследственная проверка», - сообщается на сайту СУ СКР по Татарстану.
Екатерина беспокоится, как бы сотрудник приюта не остался безнаказанным.
«Живет он в соседней деревне, есть жена и две взрослые дочери, кажется, замужние. Ничего плохого о нем жители не сказали, относятся к нему нейтрально – не хорошо, не плохо. В приюте работает 9 лет, раньше был учителем в какой-то школе».
В пресс-службе минтруда РТ корреспонденту «АиФ-Казань» сообщили, что на время расследования трудовика отстранили от работы.
В Следственном комитете РТ отказались от комментариев.
«Пока нет ясности, по этой теме выступать не будем», - сказал старший помощник руководителя СУ СКР по Татарстану Андрей Шептицкий.
Свою проверку проводит и прокуратура РТ.
«Одновременно с этим прокуратура проверит законность действий граждан, организовавших опрос и видеосъемку несовершеннолетних, а также размещение видеоматериалов с их участием в Интернете», - отметили в пресс-службе.
Свою проверку проводит Уполномоченный по правам детей Гузель Удачина. Вместе с психологом она посетила приют, где пообщалась с детьми.
«Безусловно, дети знают о размещенном видеоролике, - говорит Удачина. - Они его видели (…). У каждого есть свое отношение к произошедшему и его оценка. Каждый из них очень переживает о случившемся, переживают по-своему и девочки, ставшие участниками съемки, и другие ребята. Поэтому в интересах детей, снявшихся в видеоролике, представляется целесообразным перевести их в другие учреждения».
Но Екатерину это не успокаивает. Даже если следователи найдут виноватых, получится ли навести порядок в приюте?
Екатерина С. написала обращение главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину с просьбой провести расследование в отношении трудовика. Также женщина намерена объявить войну всем сотрудникам приюта. По ее мнению, их должны привлечь к ответственности за сокрытие преступления в отношении несовершеннолетних.
Отметим, что корреспондент «АиФ-Казань» звонил в соцприют. К телефону подошла сотрудница из отдела кадров и сообщила, что и.о. директора приюта Гульфия Амирова уехала. «АиФ-Казань» готовы предоставить слово руководству приюта.