Дело об отрезанных пятках: кому понадобились части тела мертвецов?

Татарстан, 6 августа, АиФ-Казань. В июне на трассе Москва – Уфа был задержан автомобиль, в котором якобы перевозили кровь в медицинских целях. На деле оказалось, что в контейнерах были пятки и мениски, отрезанные от трупов. Информация просочилась в СМИ только через полтора месяца.

   
   

Особый груз

Следственный комитет республики подтвердил, что дело находится в обработке, а сообщений о нем не было в интересах следствия. 

А тем временем наружу стали выходить все более интересные факты. Оказывается, в Уфу доставлялись не только пятки и мениски, но и коленные чашечки и мозговые оболочки

Дело об отрезанных пятках: следственный комитет проводит проверку >>

Под пристальным вниманием следователей оказались два человека: начальник бюро судмедэкспертизы Наиль Нигматуллин и заведующая отделом судебно-медицинской экспертизы трупов Иннеса Исхакова. Уголовное дело по статье «превышение должностных полномочий» было заведено только на Исхакову. 

Минздрав: официальная версия

   
   

Минздрав Татарстана официально сообщил,что согласно приказу МЗ РТ от 21.02.2013г. № 259, республиканское бюро судмедэкспертизы (РБСМЭ) имело право на изъятие органов и тканей человека с целью использования их в трансплантологии.

 

Всего в РТ лишь три учреждения имеют право производить самостоятельно забор органов: РКБ, МКДЦ и РКОБ (Республиканская клиническая офтальмологическая больница). На базе РБСМЭ забор тканей осуществляли РКОБ и ФГУ «Всероссийский центр глазной и пластической хирургии» (Уфа), имеющие соответствующие разрешения и лицензии.

Как поясняют в минздраве, «использование тканей человека в офтальмологии позволяет излечить гнойные заболевания роговицы глаза и кератопатию и в целом ряде случаев позволило сохранить глаз как орган. Ежегодно в Республике Татарстан потребность проводят около 200 таких операций». Из трупного материала специалисты получают коллаген.

В 2012 году по сквозной кератопластике выполнена 61 операция в РКОБ и 31 операция - в федеральных медорганизациях». При этом в соответствии со ст.8 ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается лишь в том случае, если родственники погибшего заранее уведомили медучреждение о своем несогласии.

 

Центр глазной и пластической хирургии. Фото с сайта организации

Корреспондент «АиФ-Казань» дозвонилась до Всероссийского центра глазной и пластической хирургии (глазная клиника известного офтальмолога Эрнста Муладшева), который и закупал части трупов в Татарстане.

- Руководство пока не готово дать официальный комментарий, - сказали в приемной. – Начальник в отпуске, а его зам в операционной. Ничем вам не можем помочь.

Кстати, организация государственная и подведомственна министерству здравоохранения России.

Лечение трупным материалом

www.russianlook.com

Некоторые руководители и врачи республиканских клиник предпочитают оставаться солидарными с минздравом и стараются никак не комментировать произошедшее, а кто-то и вовсе не в курсе истории.

В Республиканской клинической офтальмологической больнице были немногословны.

- На сайте минздрава висит официальное сообщение. Больше ничего вам сказать не можем. Вы не по адресу обратились, - сказали в учреждении.

- В стоматологии подобный материал используется при наращивании костной массы, - пояснил «АиФ-Казань» декан стоматологического факультета КГМУ, глава Республиканской стоматологической поликлиники, доктор медицинских наук, профессор Ренат Салеев. – Грубо говоря, наращиваются кости, на которых держатся наши зубы. Есть несколько видов материала: искусственный, из человеческого биоматериала и из биоматериала животных. В Татарстане используется только искусственный материал. Он не вызывает аллергии, приживается намного лучше, безопаснее, поэтому нам проще использовать именно его. Для того, чтобы произвести из костной жидкости готовый материал, нужно пройти сложную производственную цепочку. Большинство врачей просто не рискуют использовать трупный биоматериал. Неизвестно из чего они сделаны, стерильны ли... . Сама по себе операция недешевая, если не приживется имплант, то клиент просто напросто от нас уйдет. Так что нам это и экономически не выгодно.

Ясность в это запутанное дело внесет следствие. На данный момент начальник бюро судмедэкспертизы Наиль Нигматуллин и заведующая отделом судебно-медицинской экспертизы трупов Иннеса Исхакова находятся под подпиской о невыезде, но от работы не отстранены.