В республике встревожены – как бы не повторился «казанский феномен». В 70-90 годы «слава» о казанских ОПГ (организованные преступные группировки) гремела по всему СССР. А сейчас в столице Татарстана снова появляются группы молодёжи, которые пытаются навязать сверстникам свои бандитские порядки и жизнь по пацанским понятиям.
Всплески или волна?
На скамью подсудимых вот-вот сядут шестеро парней, четверым из них на момент преступления – в ноябре прошлого года – нет и 18 лет. Они затолкали знакомого подростка в машину и увезли в лес у озера Изумрудное в Кировском районе. Требовали деньги, угрожали расправой. Вынудили оформить кредит на покупку мобильного телефона за 25 тыс. руб. После того, как в салоне сотовой связи парню в кредите отказали, его всю ночь держали в плену. А утром снова привезли в салон. Там он смог вырваться, позвать на помощь полицейских.
Среди других уже дошедших до суда резонансных дел 2019 года – истории групп, распространявших наркотики через соцсети и интернет-магазин. В этих группах помимо взрослых были и несовершеннолетние.
День знаний-2019 чуть не закончился трагедией. На футбольной площадке у гимназии №90 на ул. Комарова, 12, две группировки устроили разборки. Один из участников пришёл навеселе с охотничьим обрезом и угрожал «всех убить». Он хотел сбежать от полиции, но его догнали и разоружили. А его приятель, пытаясь скрыться на машине, на большой скорости врезался в столб. Чудом не пострадали дети и их родители.
В ночь на 26 октября на ул. Кызыл-Армейской в Кировском районе Казани завязалась перестрелка между двумя молодёжными группировками. На «стрелку» приехали восемь машин, в конфликте участвовали около 20 человек. Один человек ранен, 14 задержаны. Заведено уголовное дело по статье «хулиганство».
Через неделю, вечером 3 ноября выстрелы прозвучали на другом конце города – в одном из дворов на ул. Мавлютова Приволжского района. Детали зафиксировала видеокамера. В массовой драке участие приняли более 30 человек. «Бойцы» в белом (белых и серых куртках и штанах) на парковке избивали противников в черном. Нападавших было больше, чем избивавших. Никто серьезно не пострадал. Заведено уголовное дело по статье «побои».
7 ноября полиция проводила обыски в Набережных Челнах у лидеров одной группировки. Челнинским рэкетирам, по данным источника в Следкоме России по РТ, от 13 до 18 лет. Они вымогали у подростков деньги для так называемого общака, непокорных били. Есть данные, что действовали по указке взрослых преступников. Пятеро участников нападений 15-16 лет оказались в Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Возбуждены уголовные дела по статье «вымогательство».
Всё под контролём?
«Ситуация в целом под нашим контролем, – отмечал глава МВД по РТ Артём Хохорин. – Однако сбрасывать проблему организованной преступности со счетов преждевременно – она задавлена, но никуда не исчезла».
Откуда берутся жестокие дети и кто виноват в том, что они всё чаще становятся фигурантами криминальной хроники?
«Одна из причин той агрессии, которая есть у современных подростков, – это интернет-игры, с помощью которых можно выйти в иную реальность, убить человека, но тебе ничего за это не будет», – сказала руководитель сообщества «Защитим права наших детей. Вместе» Людмила Ёлтышева.
Другая - это изменение функции школы. Сейчас учителя не занимаются воспитанием, они лишь учат.
Сотрудники полиции, работающие с юными хулиганами, видят причину подростковой жестокости в неумении общаться. Дети готовы пустить в ход кулаки за незначительную реплику или пренебрежительную интонацию.
Почему ребёнок становится трудным?
«Когда говорят, что ученик трудный, на нём просто ставят клеймо. Но к каждому ребёнку можно подобрать ключик. Нужно понаблюдать за ним. Бывает, что за маской проблемного ученика скрываются комплексы. За кричащим внешним видом, хамством, отвратительным поведением - какая-то рана. Дети прячут это и не хотят всем рассказывать. Например, подростку не хватает внимания, любви, похвалы. Такие дети ведут себя вызывающе, хотят быть лидерами. Хотят, чтобы с ними считались одноклассники», - считает учитель русского языка и литературы Татьяна Козлова.
Психолог Светлана Берцец считает, что подростки попадают в ОПГ из-за дефицита внимания дома, в школе.
«В этом возрасте главное – общение, – считает эксперт. – Если ребёнка не принимают в школе и родители слишком критикуют, он ищет другую среду. Улица более толерантна. Там любому рады. Преодолеть эффект толпы позволит критическое мышление. Но, если за ребёнка всё решают родители, он критично мыслить не может».