Родственники погибших рыдали, слушая приговор по делу «Булгарии»

Мария Зверева / АиФ

Послушать приговор, включая представителей СМИ, пришло около сотни человек. В 142-й день процесса вновь повысили меры безопасности. При входе во Дворец культуры - рамка металлоискателя, досмотр личных вещей. В зале по периметру помимо судебных приставов рассредоточились бойцы спецотряда быстрого реагирования. Клетку подсудимых и потерпевших разделила половина зала. Подходить ближе запретили.

   
   

Прежде чем приступить к оглашению приговора, судья Якунин напомнил, что слушать его полагается стоя. Но в виду того, что в зале присутствуют люди пожилые и страдающие различными заболеваниями, он разрешил потерпевшим садиться, если будет трудно стоять. Впрочем, большинство пострадавших и родственников погибших перенесли первый день оглашения приговора на ногах. Хотя работа суда с небольшими перерывами продлилась с 10 утра по 15.30.

Незамеченные проблемы

Зачитывая приговор, судья подробно перечислил обстоятельства и действия подсудимых, приведшие к катастрофе. Так, суд пришёл к выводу, что Светлана Инякина, субарендатор «Булгарии» знала, что судно было непригодно к плаванию, и не имела право его использовать. Знала она и о поломках дизель-электрохода в рейсах, предшествующих катастрофе. Однако «Булгария» продолжала перевозить пассажиров.

Был в курсе технических проблем судна и старпом Рамиль Хаметов. В день трагедии, зная о штормовом предупреждении, он не подготовил судно к сложным погодным условиям. Помощник капитана не боролся  за него во время крушения, не организовал спасение пассажиров.

Эксперт Речного регистра Яков Ивашов, будучи осведомленным о непригодном техническом состоянии дизель-электрохода, выдал разрешительные документы на его использование. Хотя не имел права этого делать даже при малейшем отклонении от нормы. Кроме того, в обязанности эксперта входила проверка оборудования судна. Однако «Булгария» вышла в плавание с проблемными двигателями, неработающей осушительной системой. А также с креном на правый борт, который замечали все, кроме специалистов.

   
   

Сотрудники Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семёнов проводили предлицензионную проверку «АргоРечТур», которым руководила Светлана Инякина. Субарендатор представила документы, не имеющие юридической силы. Однако чиновники подготовили акт с ложными выводами о том, что соискатель соблюдает требования, необходимые для перевозки пассажиров.

Аргументы пятёрки

Вину никто из подсудимых не признал. Их аргументы вновь прозвучали и во время оглашения приговора - судья зачитал показания, которые пятеро фигурантов дали во время процесса. Так, Светлана Инякина заявляла о том, что ей никто не докладывал о поломках «Булгарии», а перед последним рейсом она разговаривала по телефону с одним из членов экипажа, тот сообщил, что на судне всё в порядке. Что касается проблемного двигателя, то агрегат, который установили взамен сломанного, был не новым, но капитально отремонтированным. Технических характеристик ей никто не сообщал.

Рамиль Хаметов сообщал суду, что перед отплытием из Казани в Болгар, экипаж провёл спонтанное собрание. Люди, зная о проблемах судна, отказывались выходить в рейс. Капитан звонил Инякиной, а потом сообщил команде, что после этой поездки дизель-электроход встанет на ремонт, а сотрудники получат долгожданную зарплату. В итоге в злополучную экскурсионную прогулку «Булгария» всё-таки отправилась.

Яков Ивашов в своих показаниях заверял, что судно было укомплектовано необходимыми техническими средствами, была проведена проверка оборудования. Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов объясняли, что подготовить акт предлицензионной проверки «АгроРечТур» их вынуждало вышестоящее начальство.

Не с картинки

В завершении первого дня оглашения приговора судья начал зачитывать показания спасшихся пассажиров «Булгарии». Эта часть заседания многим потерпевшим далась особенно тяжело. Даже сухое изложение фактов вызывало горечь, а иногда и негодование. В зале ДК звучали истории о том, как люди боролись за жизнь внутри тонущего судна, как теряли самых близких. Один из мужчин не сумел сдержать рыданий, слушая оглашение показаний родных. Ведь из последнего рейса «Булгарии» вернулись не все члены семьи.

Была озвучена лишь часть показаний пострадавших, однако практически во всех звучали одни и те же выводы. Дизель-электроход многим показался старым, он разительно отличался от рекламных картинок, которые пассажирам показывали ранее. Несколько человек отметили, что в рейсе видели членов экипажа в состоянии алкогольного опьянения. Крен судна пассажиры заметили ещё при посадке, однако команда уверяла, что это происходит только во время стоянки.

Когда «Булгария» начала тонуть, большинству пришлось спасаться самостоятельно. Лишь единицам помощь оказали члены экипажа. Никакого инструктажа с ними никто не проводил, где лежали спасательные жилеты, знали далеко не все.

В ожидании понедельника?

В первый день судья успел зачитать 100 листов приговора. Планируется, что в пятницу присутствующие услышат ещё столько же. По оценке представителя стороны гособвинения – помощника прокурора Казани Ильдара Нуруллина, сроки подсудимым будут озвучены в понедельник – 7 июля.

Напомним, прокуратура попросила признать подсудимых виновными и назначить следующие наказания: Инякиной - 14,5 лет, Тимергазееву и Семёнову – по 8 лет, Ивашову - 7 лет, Хаметову - 6 лет и 10 месяцев. Четверым подсудимым, в случае назначения реальных сроков, зачтутся три года пребывания по стражей. Старпома, которые находится под подпиской о невыезде, прокурор попросил арестовать в зале суда после вынесения приговора.

Впрочем, и эти сроки родным погибших не кажутся достаточными.

- Только Хаметов при назначении реального наказания отсидит от звонка до звонка, - поделилась с «АиФ-Казань» Мавлия Исмагилова, потерявшая 23-летнюю дочь. – Остальные хоть и находятся под стражей три года, но это ещё не тюрьма. И как оценить сроки? Инякиной просят дать 14,5 лет. Но даже если этот срок разделить на 122, сколько получится за каждого погибшего?