Очень скорая помощь. Как в Казани работает телекоммуникационная медицина

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Какими возможностями обладает теле­коммуни­кационная медицина?

   
   

Расстояние не помеха

- В фильме «Коллеги» молодой врач прыгает, рискуя жизнью, с самолёта в лесные дебри, чтобы оказать помощь раненому охотнику. А сегодня как работает санавиация? 

- Санитарная авиация - это устаревшее понятие. Сейчас в РКБ работает отделение экстренной скорой помощи, которое оказывает консультации по телефону, по видеосвязи, при необходимости осуществляет медицинскую эвакуацию наземным или авиатранспортом. Экстренные больные не могут ждать, поэтому для сокращения времени и расстояния созданы отделения санавиации в Набережных Челнах на базе БСМП и в Альметьевске на базе медсанчасти нефтяников. Интенсивность нашей работы? Ежедневно более 20 телефонных звонков, несколько видео­консультаций и медицинских эвакуаций. 

- Эвакуируете из глухих мест?

- Мы живём не в тундре, а в одном из самых развитых регионов России. Эвакуация осуществляется из городов и районов РТ при крайней необходимости, если коллеги на местах сталкиваются с непреодолимыми трудностями в спасении жизни больного. 

Фото: АиФ/ Ольга Аполлонова

- Какие средства имеются в вашем распоряжении?

- Четыре реанимобиля с необходимым оборудованием для мониторинга и поддержания жизненно важных функций организма пациента. На них выезжает специализированная бригада врачей РКБ - кардиологов, хирургов, травматологов и других, всего 43 специальности. Как правило, тяжёлому

больному надо обеспечивать в дороге поддерживающую терапию, проводить медицинские манипуляции. В нашем распоряжении есть три вертолёта: Ми-8, Ми-2 и R-44 «Робинсон». Площадка для взлёта находится в шаговой доступности от территории РКБ. В отличие от «Робинсона», где только сидячие места для специалистов-консультантов, два других вертолёта предназначены для эвакуации пациента. Есть лежачие места для больных, аппаратура для искусственной вентиляции лёгких, монитор, дозатор, дефибриллятор и многое другое.     
   

Операции в вертолёте, конечно, никто не делает, это не госпиталь на крыльях. Его задача - вовремя доставить пациента в РКБ, где его уже ждут для диагностики и оказания высокотехнологичной медпомощи. Один вылет обходится от 38 до 90 тысяч рублей в час. Но жизнь человека стоит куда дороже. Возможности РКБ гораздо шире, чем те, которыми располагают разноуровневые больницы в районах РТ. Нейрохирурги, например, есть не в каждой районной больнице. Где-то нет мощных томографов или другого современного оборудования, необходимого для точной диагностики или уточнения диагноза, где-то лаборатории или операционные по оснащению не соответствуют сложности экстренного случая. А в РКБ - полный спектр диагностики, так что найдутся средства борьбы с любой патологией. Это, в частности, роды, осложнённые заболеваниями матери, когда надо спасти не только ребёнка, но и роженицу, тяжёлые сочетанные травмы любого происхождения и многое другое. 

Фото: пресс-служба / БУ ХМАО - Югры Окружной кардиологический диспансер

Всегда готовы!

- Четыре года назад был открыт Ситуационный центр РЦМК для видеоконсультаций со специалистами РКБ. Он востребован?

- Центр стал одним из первых в России. Все электронные обращения и консультации записываются и заносятся в медицинский архив Минздрава РТ, так что любой случай экстренной консультативной скорой медицинской помощи «на расстоянии» строго отслеживается и контролируется. Видеосвязь установлена не только со всеми районами Татарстана, но и с московскими и петербургскими медицинскими центрами, а также со знаменитой клиникой «Мейо» (США). Но пока всё решаем на месте, квалификация врачей РКБ позволяет. 

- А с какими районами республики чаще всего приходится взаимодействовать?

- Практически со всеми. Есть федеральные программы, в реализации которых мы участвуем. Первая - снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (инфаркты, инсульты и др.), вторая - по безопасности дорожного движения. Эти проблемы традиционно занимают первые места в структуре смертности населения. 

- В Ситуационный центр за консультацией может обратиться любой доктор или нужны долгие согласования?

- Есть регламент: приказы МЗ РТ, инструкции, и если им следовать, согласований не нужно. Нет такого, чтобы во время приёма вдруг обратился участковый врач, которому что-то непонятно. Сведения о

состоянии здоровья сложного пациента должны быть доложены с соблюдением всех канонов классической медицины, в полном объёме, включая жалобы больного, анамнез заболевания, жизни, состояние больного на момент консультации, результаты анализов, обследований и т. д.

Получив исчерпывающую информацию, специалисты РКБ в ходе консультации разрабатывают дальнейшую тактику ведения пациента. Может быть, из Сарманова пациента надо перевезти в Альметьевск, а из Елабуги - в Н. Челны, а возможно, сразу в Казань. В РКБ разработан график дежурств, исходя из которого врачи-консультанты при необходимости выезжают или вылетают санавиацией для проведения консультации и (или) проведения операции на месте. 

- Часто ли приходится подключать воздушный транс­порт? 

- 10-15 раз в месяц, но это в среднем. Многое зависит от погодных условий, сезонности, которые влияют и на состояние здоровья пациента. Зимой и поздней осенью возрастает количество ДТП, растёт травматизм, а трагедии чаще всего происходят вдали от населённых пунктов и больниц. Наши вертолёты при необходимости садятся и на трассы, чтобы забрать пострадавших. В наших реанимобилях и вертолётах ещё никто не умирал, даже находясь в тяжелейшем состоянии. 

Фото: Фото предоставлено пресс-службой ГКБ №40

Стандарты гуманизма

- За подготовку и проведение казанской Универсиады, Олимпиады в Сочи и Чемпионата мира по плаванию вы отмечены памятными медалями и почётными грамотами от В. Путина. Какой опыт приобрели?

- С Универсиадой было, пожалуй, больше всего хлопот, возможно, потому что это был первый опыт, а может быть, потому что там участвовала молодёжь, которая не всегда готова к сверхнагрузкам. На Олимпиаде в Сочи работало около 150 медиков из Татарстана. Времени для отдыха там не было. На Чемпионате мира по плаванию в Казани тоже были обращения. Один из пловцов серьёзно замёрз в заплыве на Казанке, а тренеру из одной очень благополучной западной страны потребовалась операция по аортокоронарному шунтированию… 

- В медицине существуют стандарты. У вашего отделения какие?

- Незамедлительно организовать консультацию по телефону с профильным специалистом. При необходимости - консилиум специалистов по видеосвязи. Если требуется, в течение получаса должен быть отправлен вертолёт, а до этого - скомплектована специализированная медицинская бригада. 
Не бывает такого, чтобы деньги кончились, топлива нет… Едем и летим летом и зимой туда, куда надо, и столько раз, сколько надо.

На видеосвязи - Заинск

Ситуационный центр отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи РКБ напоминает огромный конференц-зал. 

На стене - большой демонстрационный экран. 10 часов утра. На связь выходит Заинская ЦРБ. В Казани доклад о состоянии сложного пациента внимательно слушают реаниматолог Александр Ванюшин и зав. пульмонологическим отделением РКБ Виктор Ильинский. Вопросы к лечащему врачу следуют один за другим. Возраст, рост, вес, результаты анализов и обследования пациента, какое он принимает лечение, в т. ч. медикаментозное, есть ли позитивные подвижки в состоянии - всё интересует казанских специалистов. Лечащий врач демонстрирует рент­геновские снимки. В. Ильинский задумывается. У пациента ростом 175 см вес около 60 кг, большие проблемы с лёгкими, он почти не может дышать. ВИЧ-инфицирован, страдает гепатитом С, социальный статус - ниже среднего. 

Консультанты обмениваются мнениями. Задают уточняющие вопросы пациенту, который присутствует при сеансе видеосвязи наравне со своим лечащим врачом. Похоже, впер­­вые в жизни этот человек, ведущий асоциальный образ жизни, столкнулся с таким вниманием по отношению к себе. Выяснив все детали, казанские специалисты обмениваются мнениями. Затем выдают коллеге из Заинска необходимые консультации, в том числе рекомендации по вариантам лечения, в зависимости от состояния больного и его мотивации. 

Видеосеанс с Заинском продолжается более часа. Завершается лишь тогда, когда лечащий врач, получив ответы на все вопросы, благодарит казанских коллег за помощь и содействие. На очереди - следующий район. И так ежедневно.