«Маска» с душой. Как куклы помогают избавиться от стресса и познать себя

Через куклу человеку легче раскрыться. © / Из личного архива

Лицо без эмоций

Ирина Талышева практикует новый метод психотерапии – восстановление душевной гармонии с помощью кукол. По этой методике она занимается со студентами Елабужского филиала Казанского университета.  

   
   
Занятие со студентами. Фото: Из личного архива Ирины Талышевой.

«Через  куклу человеку легче раскрыться, получается эффект «маски», за которую можно спрятаться, и открыто рассказать о своих проблемах», - делится психолог.  Занятия проходят в небольших группах по 15 человек. И первое, с чего начинают студенты – сами шьют куклу из ткани. Выбрать можно любую форму: человека или животного (зайца, котенка, медведя  и так далее).  Куклотерапией занимаются с тильдами – куклами без четко прорисованного лица. 

Справка
Тильда – народная кукла норвежцев, изготовленная из ткани. У классических тильд не обозначено выражение лица – у них могут быть глаза в виде маленьких черных точек, румяные щеки. Часто не обозначен рот. Обычно тильду шьют в виде девочки или девушки, реже в виде животных.

По словам психолога, очень важно в процессе игры наделить куклу своей эмоцией, вложить в неё свои чувства. «Задумайтесь, почему наши бабушки и дедушки играли с куклами, у которых лицо не прорисовывалось? - спрашивает Ирина Анатольевна. – На самом деле это очень мудро, ведь ребёнок ассоциирует с куклой себя. Если выражение лица задано изначально, у ребенка не развивается здоровая эмоциональность».

У Тильды нет лица. Фото: АиФ-Югра/ Нина Адольф

Куклу студенты шьют в уединении, без постороннего вмешательства.  «В зависимости от характера эмоциональных проблем студент подбирает цветовую гамму для куклы,  - продолжает психолог. – Например, люди с повышенной агрессией обязательно выберут красную одежду. Бывают и противоположные случаи. Однажды на занятие пришла девочка, одетая в бесформенный балахон, скрывающий фигуру. И кукла у неё получилась такая же: скромная и неприметная. Оказалось, что у неё проблемы в семье. Отчим после рождения второго ребенка не признавал её. В результате она жила с постоянным чувством вины, комплексом Золушки и боязнью выделиться». 

На втором этапе студент придумывает историю куклы – кто она, как её зовут, где живёт. Так, рисуя сценарий жизни для куклы, человек ставит сказочного героя в условия, похожие на его собственную жизнь. Интересно, что у  куклы мягкие руки и ноги, и она может  «двигаться», ведь это тоже важный элемент игры. Ещё один инструмент, с помощью которого можно определить внутренне состояние человека. «Одна студентка во время сеанса постоянно закрывала своей кукле лицо и область груди руками, - продолжает Ирина Талышева. - Оказалось, что у самой девушки нет чувства безопасности, и много страхов по жизни». Ведь самое главное во время сеансов куклотерапии – точно определить проблему и проговорить её. 

Проигрывание ситуаций происходит уже на третьем этапе. Студенты разбиваются в пары и тройки, сами придумывают себе сценарий и начинают проигрывать его.  Как отмечает Ирина Талышева, ситуации у людей во многом похожи. Это сложные отношения с родителями, с противоположным полом, мальчики больше переживают за свой авторитет в коллективе. Кстати, парни идут на контакт гораздо легче и рассказывают о себе более открыто.  

   
   

После того, как  ребята обыграли ситуацию в парах и тройках, многие не хотят оставлять куклу у себя. «И это хорошо, - считает психолог. – Значит, отрицательные эмоции и блоки остались с этой куклой, а человек освободился от них». 

Больше творчества

«Молодежь всё чаще увлекается рукоделием, - отмечает Ирина Анатольевна. – Не хватает творчества. В СМИ, на экранах телевизоров очень много агрессии. Человек начинает понимать, что для счастья ему нужно создавать что-то красивое, гармоничное, причём своими руками. Ведь для слаженной и полноценной работы  полушарий мозга нужна работа пальцами обеих рук. Мы же много времени проводим за компьютером, и зачастую работает только один палец правой руки, который нажимает кнопку мыши». 

Но если взрослый человек отдаёт себе отчёт в том, что ему нужно больше времени посвящать творческим занятиям и отвлекаться, то детям справляться с напряжением и стрессами намного тяжелее. Они пока еще не умеют понимать своё эмоциональное состояние и управлять им.  Так как же помочь детям? 

Как снять стресс у ребенка?

  • Дайте ему порвать бумагу, распустить старую вязаную вещь, размять замороженный пластилин. Агрессия выйдет с прилагаемыми усилиями.
  • Помните, стресс выходит через тело! Пусть ребенок займется спортом – плаванием, единоборствами, танцами. 
  • Не разрешайте ему убивать монстров в компьютерных играх! Это не только не снимет злобу, но и умножит её. 
  • Учите ребенка создавать фигурки правильной формы из пластилина, глины, теста. Пусть они будут красивыми, разноцветными. Следите за тем, что лепит: угловатость – признак эмоциональных проблем.
  • Показывайте ему добрые советские мультики или американские мультфильмы 50-60 годов. Пусть он увидит, что жизнь может быть размерной и логичной. Меньше водите его в кино. 
  • Не надо бояться играть самим или с ребёнком, резюмирует Ирина Анатольевна. Ведь в процессе игры появляются положительные, радостные эмоции, и это самое главное. 

Смотрите также: