Есть ли «второе зрение» у человека? Что самое страшное при травме кисти? Почему опасны контактные зоопарки? Операция – начало или конец лечения? Об этом и многом другом рассказывает известный казанский травматолог-ортопед, доктор медицинских наук, профессор Газиз Неттов.
Про смену приоритетов
Татьяна Сидорова, «АиФ-Казань»: Газиз Гиниятович, насколько распространены проблемы, касающиеся состояния верхних конечностей? Я имею в виду руки, а конкретнее - кисти рук.
Ортопед Газиз Неттов: Кистевые травмы в общем спектре травм верхних конечностей составляют примерно треть. Раньше превалировали производственные, так как в Казани и республике интенсивно работали множество предприятий, оснащённых обрабатывающими станками, вращательными механизмами по металлу, дереву, по переработке пищевого и другого сырья. После распада страны производственный травматизм пошёл на спад. Таковы данные медицинской статистики.
- Возможно. Но промышленное авиа- и машиностроительное производство, не говоря уж о пищевом, действительно сократилось. Зато вырос автомобильный травматизм. И хотя при автотравмах чаще всего страдают голова, шея, ноги, позвоночник, тазобедренный сустав, а руки – реже, всё равно, травмы кистей достаточно частое явление. Я анализировал статистику и поликлиник, и отделения травмы Республиканской клинической больницы. Рост налицо.
- Когда и почему кистевая микрохирургия выделилась в самостоятельную область медицины?
- С 80-х годов я работал в НИИ травматологии и ортопедии в Казани на ул. Горького. Он был основан в 1945 г. Архив - богатейший! Узнал, что после Великой Отечественной войны там лечились множество фронтовиков с кистевыми травмами. И очень много было осложнений, подчас тяжёлых, после оказания тогдашней медпомощи. Такие травмы не считали серьёзными, ими занимались даже начинающие врачи, не имевшие знаний и опыта. Они зачастую не думали об отдалённых результатах, главное – помочь сегодня, сейчас. Кроме погибших миллионов в годы войны, были в нашей стране ещё и миллионы искалеченных людей, которых надо было восстанавливать, разрушенная страна нуждалась в рабочих руках. В СССР в 1945 году основали 20 центров восстановительной хирургии, среди них был и казанский. Кистевая микрохирургия долгое время считалась «малой областью» медицины. В ране поковырялись, швы, гипс наложили, и всё, идите жить дальше. Мало кто из медиков задумывался об отдалённых результатах лечения: сможет ли человек работать или даже просто обслуживать себя? Лишь спустя долгие десятилетия, в казанском НИИ травматологии и ортопедии появилось отделение микрохирургии кисти. Жизнь, медицинская практика потребовали. Речь пошла уже не о фронтовых травмах.
Про Бога и запчасти
- Помнится, в советское время и по ТВ, и в печати рассказывали про литовскую девочку по имени Раса, которую в Москве спасли, пришив кисть руки, отрезанную сельскохозяйственной косой. Об этом успехе отечественной медицины говорили, как о полёте Гагарина в космос…
- Я участвовал в некоторых операциях по пришиванию кисти, пальцев и т.д. Оказалось (медики всегда следят за отдалёнными результатами!), что, во-первых, это всегда очень затратные вмешательства. Во-вторых, нет полной гарантии, что пришитое приживётся, и будет функционировать, как прежде. Тут серединка на половинку в самом благоприятном случае. Утверждать, что всё будет прекрасно, в погоне за медицинской сенсацией, - блеф. Пациенту надо всегда говорить правду, я так считаю. О судьбе литовской девочки ничего не знаю даже из научной литературы. Дай Бог, если всё хорошо. Имеется шанс - надо использовать, если пациент согласен. Но пусть приготовится и к тому, что долгие годы, а то и всю жизнь, возможно, придётся сидеть на медикаментах, которые оказывают серьёзное влияние на организм, проходить постоянные обследования, сдавать анализы и т.д. Для многих это не нормальная жизнь.
- Бог создал человека, но не позаботился о запчастях… Сердце научились пересаживать, неужели кисть руки сложнее?
- Чем привлекает вас сложная и не всегда благодарная в смысле медицинских результатов работа?
- Наверное, тем, что это постоянный поиск, творчество, движение вперёд. Нас, микрохирургов-кистевиков, немного. Но все - фанаты профессии. И каждый искренно рад, если пациент возвращается к нормальной жизни. Значит, всё сделано правильно. Кстати, и от самого пациента многое зависит. Не все в реабилитационном периоде выполняют предписания врача. Пренебрегают назначенной физиотерапией, не разрабатывают конечность с помощью ЛФК, думая, что операция - конец лечения. Нет, в большинстве случаев, операция это лишь начало.
Про врождённое и неосторожное
- Какие травмы кисти наиболее распространены?
- Кроме производственных и автотравм, я бы назвал ещё и бытовые. Поскользнулся на гололёде, упал, выставив руки, - последствия могут быть печальными. Или, делая в доме или на даче ремонт, кто-то не удержал в руках перфоратор при больших оборотах, а он вывернулся, покалечив руку. Или схватились за оголённый электропровод ненароком. Или мясо из морозильника вынули и начали рубить его ножом, ампутировав себе пальцы… Как хирург я встречался с самыми пикантными случаями. Например, собака откусила пальцы, рана рваная. Это самое страшное, ведь от характера травмы во многом зависит успех лечения. Резаная легче заживает, а укушенная - всегда с осложнениями, заживает очень долго, поскольку инфицирована. В пасти любого животного, в ротовой полости человека – около 300 микробов. Некоторые из них могут спровоцировать даже газовую гангрену. И дело может кончиться ампутацией.
- Сейчас в моде контактные зоопарки, разъезжающие по городам и весям, где за ваши денежки детишки могут погладить, покормить зверей. Опасно?
- У меня был пациент, который ходил в казанский зоопарк кормить медведя. Хобби имел такое. Зверь его однажды так хватанул за руку, что человек поступил в больницу просто с месивом вместо кисти, даже косточки раздроблены. Возился с ним очень долго. В итоге он лишился многих пальцев. Те, кто ведёт детей в «контактные зоопарки», должны знать, что зверь – он и есть зверь, и на что он способен, никто не скажет. Это относится и к бродячим собакам, кошкам.
- А с заболеваниями или патологиями встречаетесь?
- Сколько угодно. Хирургического вмешательства требуют, например, врождённые патологии у детей. Допустим, пальчики срослись, или не сформировались, или деформированы… Дефекты устраняем успешно. Довольно много опухолевых заболеваний кисти различной этиологии. Всё это успешно лечится, если вовремя обратиться, потому что само не пройдёт. Микрохирурги занимаются также предплечьем, голеностопом… Стопа ноги, например, большая «сестра» кисти руки. Но у неё иная, опорно-двигательная функция. Да и протезов в случае чего найдётся немало. А вот функцию руки восстановить в полном объёме - проблема из проблем.
Прогресс налицо
- Многое ли изменилось в плане оснащения, диагностики, возможностей?
- Подвижки огромные. Когда я начинал работать в этой сфере, она была почти что «чистым полем». По диагностике – только рентген, по первой помощи – гипс или конструкции, которые предполагали длительный постельный режим для пациента. Сейчас и УЗИ, и томография, и новый инструментарий, шовный материал, импланты… И всё это для того, чтобы не снизить качество дальнейшей жизни пациента, если не произошло необратимой трагедии. Увы, трагедии продолжают случаться по причине неосторожности и беспечности людей. Так что вновь скажу: берегите руки.
Смотрите также:
- Рифкат Тазиев: «Большая проблема - сделать так, чтобы люди дорожили собственным здоровьем» →
- Лечебная эстетика. Микрохирург о трансплантации лица и искусственной коже →
- Как жить с психопатом? →