Не тянуть «школьную лямку». Как вернуть трудного подростка к учёбе?

В начальной школе ребятам учиться интересно, но когда позже ребёнок отворачивается от учёбы, для родителей это становится настоящей проблемой. . © / Венера Вольская / АиФ

Начало учебного года – сложное время не только для школьников, которым нужно вернуться к урокам после летней вольницы, но и порой для родителей. Как легче адаптироваться к школе и что сделать, чтобы вернуть подростку интерес к учёбе, - в «АиФ-Казань».

   
   

«Проживание» знаний на практике

«Жаль, что учеба в школе  нередко воспринимается детьми и их родителями как нечто трудное, то, над чем нужно подолгу сидеть и корпеть, – отмечает казанский психолог Алёна Захарова. – По отзывам мам, многие воспринимают сопровождение учебного процесса как тяжёлую работу: нужно подпинывать маленького ученика, делать с ним уроки допоздна и так далее. Детям не всегда интересно в школе, учёба воспринимается  ими как некая обязаловка, и родители нервничают из-за этого. Ведь, выходит, нужно не только следить за результатами учёбы, корректировать, но и мотивировать ребёнка. К слову, именно поэтому  многие сейчас  выбирают альтернативные школы, где опора делается на детскую любознательность».

Особенно сложно родителям первоклассников, для которых школьный период - неизведанная земля: много ожиданий, напрасных переживаний из-за мелочей, отмечает специалист. 

«Состояние напряжения передается ребёнку от взрослого.  Поэтому нужно снижать уровень собственной тревожности вокруг «школьной» темы, воспринимая переход от детского сада к школе или к следующему классу как захватывающий этап,  на котором можно узнать много нового, — советует Алёна Захарова.  – В начальной школе ребенок только учится учиться, и если что-то не получается, у него масса времени, чтобы освоить навыки – не стоит лишнего переживать. Показывайте ребенку школьные фотографии, рассказывайте истории из своего детства».

 Сложнее с подростками, у которых не складывается с учёбой. 

«В 7 — 9 классах ребятам важнее потусить и пообщаться, они ходят в школу в первую очередь для этого. Учёба отходит на задний план даже у хорошистов. Но учиться нужно, родители это понимают, однако подросток уже не подчиняется,  вот и происходят конфликты.  В этом возрасте лучше отталкиваться от того, какие какая область знаний интересна ребенку. Опорой могут стать 1 –  2 предмета,  и изучая их, можно распространить мотивацию и на другие. Например, интересна физика, а с ней связана химия, биология. Можно покупать книги, смотреть видео на эти  темы, читать интервью с яркими представителями сферы. Кому-то помогает оттолкнуться от будущей профессии – какие знания тебе важны?»

Нужно понемногу передавать ответственность за учёбу самому подростку,  подчёркивает психолог: «Касательно  приготовления уроков – можно отдать ему на откуп способ это делать: в школе или дома, рано утром или вечером, в то время, когда он активен. Нам, взрослым, и это сделать непросто: мы навязываем то,  как нам кажется правильным, опираясь на то, как это делали мы сами. Даже отсюда могут идти разногласия, но результат — дети не берут на себя ту самую ответственность за свою  учёбу».

   
   

Положительная тенденция, которую отмечает психолог,  – сегодня многие школы используют подход к мотивации детей через интерес, исследование, «проживание» на практике  тех или иных знаний, когда ребенок может проводить исследования, участвовать в различных научных проектах, видеть результаты своей работы. Нужно, чтобы этот принцип пришёл и в обычные школы, а для этого нужен запрос общества и реформа образования.

Волшебный витамин D

Как снизить вероятность появления проблем со здоровьем в связи с началом учебного года?

«Из-за высокой нагрузки на нервную систему у первоклассника может проявляться гиперактивность, навязчивые состояния (моргание, покашливание и пр). Адаптация - дело не пары недель, а нескольких месяцев, — акцентирует внимание педиатр с 42-летним стажем, врач высшей категории (ныне на заслуженном отдыхе) Резида Фаткуллина. - Поэтому  родителям нужно ограждать от стресса, а тем более не создавать его самим. Но, к сожалению, многие излишне требовательные мамы общаются с помощью нотаций и приказов. Именно напряжённая психологическая обстановка дома нередко является главной причиной нарушений работы иммунной системы, и следовательно, частых простуд».

Пытаясь избежать ОРВИ, не стоит перекутывать ребенка и как огня бояться сквозняков.  Источник простуд – вовсе не это, а болеющий человек. Но дети, посещавшие детсад, адаптированы к детскому коллективу, в отличие от тех, кто до школы сидел дома с мамой или бабушкой.

«Нужно также помнить, что из-за быстрого роста в этом возрасте опорно-двигательный аппарат особенно уязвим. Поэтому во время приготовления уроков потребуются частые перерывы. Также для здоровья имеет значение отсутствие дополнительных аллергенов дома,  полноценное питание, включающее каши, мясо, рыбу, овощи, фрукты, молочные продукты и пр.», - детализирует Резида Фаткуллина.

Необходимо также следить за достаточным количеством витаминов, которые можно давать в виде витаминно-минеральных комплексов. Один из важнейших для здоровья ребенка элементов и в семь лет, и позже, – витамин D, который нужен не только для укрепления костно-мышечной системы, но и снижения вероятности появления аллергии, для улучшения умственного развития и иммунитета.

8 лайфхаков, которые могут вернуть к учёбе подростка, который не хочет учиться

Нередко родители 14 – 15-летних подростков сталкиваются с тем, что  ребёнок забрасывает учёбу, скатившись на двойки, начинает прогуливать уроки. Разговоры, увещевания и требования дают временный эффект или не дают вовсе. Какие психологические установки и подходы могут помочь?

  1. То, что сын  или дочь не ходят в школу – это обычно стремление избежать  плохих оценок. Особенно много неадекватных амбиций у тех, кого в семье с детства перехваливали, превознося его качества. Принцип такой: лучше пусть приносит тройки, чем раз разом пропускает занятия.
  2. При прогуливании уроков некоторые родители «освобождают» от  посещения школы, переводя на домашнее обучение. Однако нужно понимать, что учиться (и работать) в коллективе намного легче, чем в одиночку. 
  3. Постоянные скандалы в семье – то, что может отвратить подростка не только от школы, но и от дома. Он начнёт уходить к друзьям, в компанию.  Поэтому в любой ситуации важно поддерживать баланс между уважением к ребенку и самоуважением, не идя без оснований у него на поводу, но и не перегибая с  прессингом.  В целом уважение к растущему человеку – то, с чего нужно начинать изменение ситуации, и это непросто, ведь большинство привыкли ребёнка любить и залюбливать, но не уважать. 
  4. Желательно выделить подростку отдельную комнату, в которой он чувствовал бы себя хозяином. Нам всем нужна собственная территория, а старшекласснику особенно.Это послужит для него опорой. 
  5. В сложный подростковый время, когда в крови бушуют гормоны, настроение постоянно меняется, много негативных переживаний, помогает спорт. Если ни один вид физической активности не заинтересовал, нужно перебирать дальше, пока что-то не понравится. Но помним – тут тоже лишнего давления нужно избегать. Секции, кроме  собственно физического развития и сброса напряжения, полезны с точки зрения понимания иерархии, задач, дисциплины. 
  6. Нужно искать способы заинтересовать подростка знаниями. Может быть, совместные поездки куда-то, походы  в кинотеатр на научно-фантастические ленты.  Но влиять можно, когда у вас нормальные отношения, а в идеале и авторитет. Как один из способов повлиять на учёбу, когда другое уже не помогает, – стимулирование какими-то бонусами.
  7. Школа – всего одна одна из жизненных сфер, хотя и важная. Через сложный подростковый период проходят многие ребята, и всё потом налаживается. Главное, не подорвать в этом возрасте отношения с ребёнком на всю жизнь. Именно это, а не плохие оценки, обладает большим разрушительным потенциалом. 
  8. И наконец, о хороших примерах.  Родители вероятнее будут для ребенка ориентиром, если они сами спортивные, позитивные, со своими увлечениями и интересной жизнью.

КСТАТИ

Национальный проект «Демография», реализуемый в России с 2012 года, ставит в центр внимания поддержку семей с детьми, здорового образа жизни  и активного долголетия. Это целая система, которая затрагивает множество сторон жизни: выплаты семьям при рождении детей (ежемесячные и материнский капитал, который можно потратить на улучшение жилищных условий, образование детей),  адаптация системы здравоохранения под современные требования, формирование мотивации граждан к здоровому образу жизни. Эти программы воплощают в жизнь и в Татарстане.

 

проект

Начало учебного года – сложное время не только для школьников, которым нужно вернуться к урокам после летней вольницы, но и порой для родителей. Как легче адаптироваться к школе и ?

«Проживание» знаний на практике

«Жаль, что учеба в школе  нередко воспринимается детьми и их родителями как нечто трудное, то, над чем нужно подолгу сидеть и корпеть, – отмечает казанский психолог Алёна Захарова. – По отзывам мам, многие воспринимают сопровождение учебного процесса как тяжёлую работу: нужно подпинывать маленького ученика, делать с ним уроки допоздна и так далее. Детям не всегда интересно в школе, учёба воспринимается  ими как некая обязаловка, и родители нервничают из-за этого. Ведь, выходит, нужно не только следить за результатами учёбы, корректировать, но и мотивировать ребёнка. К слову, именно поэтому  многие сейчас  выбирают альтернативные школы, где опора делается на детскую любознательность».

Особенно сложно родителям первоклассников, для которых школьный период  это неизведанная земля: много ожиданий, напрасных переживаний из-за мелочей, отмечает специалист. 

«Состояние напряжения передается ребёнку от взрослого.  Поэтому нужно снижать уровень собственной тревожности вокруг «школьной» темы, воспринимая переход от детского сада к школе или к следующему классу как захватывающий этап,  на котором можно узнать много нового, — отмечает Алёна Захарова.  – В начальной школе ребенок только учится учиться, и если что-то не получается, у него масса времени, чтобы освоить навыки – не стоит лишнего переживать. Показывайте ребенку школьные фотографии, рассказывайте истории из своего детства».

 Сложнее с подростками, у которых не складывается с учёбой. 

«В 7  — 9 классах ребятам важнее потусить и пообщаться, они ходят в школу в первую очередь для этого. Учёба отходит на задний план даже у хорошистов. Но учиться нужно, родители это понимают, однако подросток уже не подчиняется,  вот и происходят конфликты.  В этом возрасте лучше отталкиваться от того, какие какая область знаний интересна ребенку. Опорой могут стать 1 –  2 предмета,  и изучая их, можно распространить мотивацию и на другие. Например, интересна физика, а с ней связана химия, биология. Можно покупать книги, смотреть видео на эти  темы, читать интервью с яркими представителями сферы. Кому-то помогает оттолкнуться от будущей профессии – какие знания тебе важны?»

Нужно понемногу передавать ответственность за учёбу самому подростку,  подчёркивает психолог.

«Касательно  приготовления уроков – можно отдать ему на откуп способ это делать: в школе или дома, рано утром или вечером, в то время, когда он активен. Нам, взрослым, и это сделать непросто: мы навязываем то,  как нам кажется правильным, опираясь на то, как это делали мы сами. Даже отсюда могут идти разногласия, но результат — дети не берут на себя ту самую ответственность за свою  учёбу».

Положительная тенденция, которую отмечает психолог,  – сегодня многие школы используют подход к мотивации детей через интерес, исследование, «проживание» на практике  тех или иных знаний, когда ребенок может проводить исследования, участвовать в различных научных проектах, видеть результаты своей работы. Нужно, чтобы этот принцип пришёл и в обычные школы, а для этого нужен запрос общества и реформа образования.

Волшебный витамин D

Как снизить вероятность появления проблем со здоровьем в связи с началом учебного года?

«Из-за высокой нагрузки на нервную систему у первоклассника может проявляться гиперактивность, навязчивые состояния (моргание, покашливание и пр). Адаптация - дело не пары недель, а нескольких месяцев, — акцентирует внимание педиатр с 42-летним стажем, врач высшей категории (ныне на заслуженном отдыхе) Резида Фаткуллина. - Поэтому  родителям нужно ограждать от стресса, а тем более не создавать его самим. Но, к сожалению, многие излишне требовательные мамы общаются с помощью нотаций и приказов. Именно напряжённая психологическая обстановка дома нередко является главной причиной нарушений работы иммунной системы, и следовательно, частых простуд».

Пытаясь избежать ОРВИ, не стоит перекутывать ребенка и как огня бояться сквозняков.  Источник простуд – вовсе не это, а болеющий человек. Но дети, посещавшие детсад, адаптированы к детскому коллективу, в отличие от тех, кто до школы сидел дома с мамой или бабушкой.

 «Нужно также помнить, что из-за быстрого роста в этом возрасте опорно-двигательный аппарат особенно уязвим. Поэтому во время приготовления уроков потребуются частые перерывы. Также для здоровья имеет значение отсутствие дополнительных аллергенов дома,  полноценное питание, включающее каши, мясо, рыбу, овощи, фрукты, молочные продукты и пр.», - детализирует Резида Фаткуллина.

Необходимо также следить за достаточным количеством витаминов, которые можно давать в виде витаминно-минеральных комплексов. Один из важнейших для здоровья ребенка элементов и в семь лет, и позже, – витамин D, который нужен не только для укрепления костно-мышечной системы, но и снижения вероятности появления аллергии, для улучшения умственного развития и иммунитета.

8 лайфхаков, которые могут вернуть к учёбе подростка, который не хочет учиться

Нередко родители 14 – 15-летних подростков сталкиваются с тем, что  ребёнок забрасывает учёбу, скатившись на двойки, начинает прогуливать уроки. Разговоры, увещевания и требования дают временный эффект или не дают вовсе. Какие психологические установки и подходы могут помочь?

То, что сын  или дочь не ходят в школу – это обычно стремление избежать  плохих оценок. Особенно много неадекватных амбиций у тех, кого в семье с детства перехваливали, превознося его качества. Принцип такой: лучше пусть приносит тройки, чем раз разом пропускает занятия.
При прогуливании уроков некоторые родители «освобождают» от  посещения школы, переводя на домашнее обучение. Однако нужно понимать, что учиться (и работать) в коллективе намного легче, чем в одиночку. 
Постоянные скандалы в семье – то, что может отвратить подростка не только от школы, но и от дома. Он начнёт уходить к друзьям, в компанию.  Поэтому в любой ситуации важно поддерживать баланс между уважением к ребенку и самоуважением, не идя без оснований у него на поводу, но и не перегибая с  прессингом.  В целом уважение к растущему человеку – то, с чего нужно начинать изменение ситуации, и это непросто, ведь большинство привыкли ребёнка любить и залюбливать, но не уважать. 
Желательно выделить подростку отдельную комнату, в которой он чувствовал бы себя хозяином. Нам всем нужна собственная территория, а старшекласснику особенно.Это послужит для него опорой. 
В сложный подростковый время, когда в крови бушуют гормоны, настроение постоянно меняется, много негативных переживаний, помогает спорт. Если ни один вид физической активности не заинтересовал, нужно перебирать дальше, пока что-то не понравится. Но помним – тут тоже лишнего давления нужно избегать. Секции, кроме  собственно физического развития и сброса напряжения, полезны с точки зрения понимания иерархии, задач, дисциплины. 
Нужно искать способы заинтересовать подростка знаниями. Может быть, совместные поездки куда-то, походы  в кинотеатр на научно-фантастические ленты.  Но влиять можно, когда у вас нормальные отношения, а в идеале и авторитет. Как один из способов повлиять на учёбу, когда другое уже не помогает, – стимулирование какими-то бонусами.
Школа – всего одна одна из жизненных сфер, хотя и важная. Через сложный подростковый период проходят многие ребята, и всё потом налаживается. Главное, не подорвать в этом возрасте отношения с ребёнком на всю жизнь. Именно это, а не плохие оценки, обладает большим разрушительным потенциалом. 
И наконец, о хороших примерах.  Родители вероятнее будут для ребенка ориентиром, если они сами спортивные, позитивные, со своими увлечениями и интересной жизнью.

 

 

кстати

Национальный проект «Демография», реализуемый в России с 2012 года, ставит в центр внимания поддержку семей с детьми, здорового образа жизни  и активного долголетия. Это целая система, которая затрагивает множество сторон жизни: выплаты семьям при рождении детей (ежемесячные и материнский капитал, который можно потратить на улучшение жилищных условий, образование детей),  адаптация системы здравоохранения под современные требования, формирование мотивации граждан к здоровому образу жизни. Эти программы воплощают в жизнь и в Татарстане.