«Аллилуйя» Юлии. Почему музыка барокко обретает больше ценителей?

Юлия Лежнева впервые выступила в Казани. © / Татарский театр оперы и балета имени Джалиля

Невиданным, вернее, неслыханным бриллиантом прошедшего недавно в Казани Шаляпинского фестиваля назвали критики молодую певицу Юлию Лежневу. А обычные люди, услышав Юлию на гала-концерте, решили, что теперь знают, как поют ангелы.

   
   

Одна из лучших в мире исполнительниц барочной музыки, выступающая в лондонском Альберт-холле, парижском Театре Елисейских Полей, Берлинской государственной опере, обладательница премии «ECHO Klassik» - европейского аналога Грэмми, впервые спела в Казани. 

Радость в каждом звуке

Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: Юлия, на Шаляпинский фестиваль вы приехали впервые, но в Татарстане частый гость. Расскажите о своих татарских корнях.

Юлия Лежнева: Мой отец – москвич, а мама Альфия Закиевна родом из Шугурово, где открыли первую татарскую нефть. В этом есть заслуга и моего дедушки Заки Юнусовича Ягудина, который, вернувшись с фронта, где он отличился при форсировании Днепра, всю жизнь посвятил поиску нефти, не только в Татарии - по всему СССР.

Мои родители уехали на Сахалин по распределению, окончив московские вузы. С искусством они не связаны, но у обоих хороший музыкальный слух. У папы в роду было семь поколений священников. Один из них обладал таким потрясающим голосом, что ему предложили поступить в театр. Но не случилось: молодой человек не получил благословение отца.

Наша семья живёт в Москве, но половина моей жизни связана с Татарстаном. Часто бываю в Казани, Лениногорске у родственников по маминой линии. Все они пришли на гала-концерт в Казани. Они, особенно мама, давно мечтали, что я выступлю на татарстанской сцене. Мне самой радостно было принять это приглашение. Обычно я выступаю с сольным концертом или с концертным исполнением оперных арий. В гала-концертах пела всего раза три-четыре. 

Кроме Шаляпинского фестиваля, где царила особенно радушная, праздничная атмосфера, запомнился ХХV Благотворительный гала-концерт Немецкого фонда борьбы со СПИД. Он прошёл в начале этого года в Берлине. Собранные деньги идут на лекарства для беременных женщин с ВИЧ, они позволяют им родить здоровых детей. В этом году средств для борьбы со СПИД собрали больше, чем обычно – почти 1 млн евро. Я была счастлива, что одной своей арией стала частью этого важного дела.

   
   

На разных языках

- Вы одна из лучших в мире исполнительниц барочной музыки. Чувствуете связь между Генделем, Вивальди и мон - особой душевностью, свойственной татарским национальным мелодиям? 

- У татарской национальной музыки удивительная мелизматика - система мелодических украшений. Татарские певцы как будто плетут тончайшие кружева из звуков. Заслушаешься и не понимаешь, как это возможно сделать физически. Музыка барокко и татарские мелодии, конечно, отличаются техникой исполнения. Но принцип тот же: и тут, и там певец должен обладать подвижным лёгким голосом. 

- Вы исполняете «Аллилуйю» Моцарта. Считается, что у мусульман тоже есть слово, созвучное с «Аллилуйя».

- Есть созвучная арабская фраза «Верю в единого бога». Слово «Аллилуйя» звучит на разных языках. Я с детства пела в хоре, где исполняли много православных канонов. Пела на клиросе в церкви, но пока не принадлежу ни к одной из религий. Часто ловлю себя на мысли, что, несмотря на различия религий, в основе всех лежит одна истина. Мы все братья и сёстры. Просто живём в разных частях света, у нас разные учителя, наставники.

- Вашим учителем была сама Елена Образцова.

- На её первый конкурс молодых исполнителей я, обычная девочка из колледжа, попала случайно. И она, живая легенда, общающаяся с президентами, Папой Римским, заметила меня, подошла, дала несколько советов. Елена Васильевна фактически приняла меня в свою артистическую семью, давала мастер-классы. Помню каждое её слово – вплоть до нашей последней встречи в Большом театре на гала-концерте в честь её юбилея.

Но барочную музыку я открыла для себя раньше - в 11 лет благодаря педагогам музыкальной школы. Важно, что когда я решила исполнять эту музыку, они меня поддержали. Никто не сказал: «У нас в колледже это не принято. Лучше пой романсы, народные песни, русские арии». Педагоги уважали выбор маленькой девочки.

 

- О вас говорят только в превосходной степени. А бывает, что критикуют?

- К критике отношусь уважительно и спокойно. За многое можно критиковать: за технику, за голос, за артистизм, за внешность – за всё, что угодно. Я понимаю, что это естественно. Если не будет критики, значит, не будет гармонии.

Миром правит любовь

- В XVI – XVII веках барочная музыка была доступна только элите. Сейчас же во всём мире бум на это искусство. Почему?

- Вот пример: в знаменитой арии Вивальди Gelosia (Ревность) состояние клокочущей ревности выражается за счёт красивой и быстрой колоратуры. Герой так безумно влюблён, что не может справиться с этой эмоцией, готов разорвать на себе одежду, весь дрожит… Музыка виртуозно передаёт это состояние. Барочные произведения рассказывают и о других страданиях, ужасных событиях. Но всё это выражается такими богатыми колоратурными приёмами, что возникает чувство гармонии. Человек понимает, что тягостное настроение, горе преодолимы. Главное искусство человечества - музыка даже эти эмоции превращает в красоту. 
Досье
Юлия Лежнева родилась в 1989 г. в Южно-Сахалинске. Окончила Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории. Училась в Международной академии вокала в Кардиффе (Великобритания). Лауреат Гран-при VI Международного конкурса вокалистов Е. Образцовой. Не замужем.

На барочную музыку приходит особая публика. Человек улыбается во время концерта, ему хорошо. И после концерта люди подходят к артистам, чтобы выразить свою радость.

Если бы я не занималась музыкой профессионально, всё равно постоянно ходила бы на концерты, слушала записи. А как без этого жить?

Духовная музыка даёт особенное состояние души. Я испытывала его, когда мы вместе с пианистом, дирижёром Михаилом Антоненко записали альбом с произведениями, не исполнявшимися 250 лет. Специально для нас в Берлинской государственной библиотеке нашли партитуры немецкого композитора XVIII века Карла Генриха Грауна. Этот альбом был назван «диском месяца» в Германии, Голландии, Франции и Австралии. Кстати, одна из самых известных опер Грауна - «Клеопатра и Цезарь». Он на первое место ставил именно царицу – певицу, женщину.

- Скоро 8 Марта. Как вы относитесь к этому празднику?

- Я не вкладывала бы в Международный женский день политический подтекст – призыв к борьбе за эмансипацию женщин, как подразумевала Клара Цеткин. Для меня 8 Марта - прежде всего торжество весны, женственности. Приятно, что есть такой праздник - женский день. У мужчин есть официальный повод дарить женщинам цветы. Мы все поздравляем своих близких, родных. Как бы далеко от дома я ни была в этот день, обязательно дарю своей маме цветы. Ей нравятся именно те, которые я выбираю.

Важно, чтобы в жизни каждого из нас всегда была любовь – главное, для чего мы живём. Она даёт ощущение счастья. Мы все рождены быть счастливыми. Важно не забыть это состояние, с которым мы рождаемся. И если вдруг так случилось, что потеряли его, надо искать, стараться научиться ему снова. Наверное, кто-то возразит: легко сказать, но вокруг много горя, многие вынуждены не жить, а выживать, страдать. А я верю: ничто не бывает просто так. Нет испытаний тяжелее тех, что может вынести человек. Они даются только сильным, тем, кто может их преодолеть. Это и есть божья искра.

В наши дни жизнь так быстро несётся вперёд. Трудно всё успеть, и не знаю, стоит ли вообще успевать. Главное – не потерять себя, сохранить то, что дала тебе природа. Познать свои лучшие стороны и не давать бешеному жизненному ритму, возникающим сложностям сломить себя.

Смотрите также: