Путешествие из Петербурга в Казань. Что посмотреть на выставке Брюллова?

Руслан Ишмухаметов / АиФ

50 изображений живописи и графики можно увидеть на выставке «Карл Брюллов», открывшейся в музее ИЗО 19 марта.

   
   

Малые вещи великого художника

Выставка знаменовала собой открытие Культурно-Выставочного центра Русского музея в Казани. «Русский музей является методическим центром для 250 художественных музеев России и объединяет эти музеи своими программами, инновационными проектами. Мы являемся первыми, где был открыт этот центр и мы благодарны за это», - отметила на открытии директор музея ИЗО Розалия Нургалеева. Напомним, до этого в Казани уже прошло несколько выставок из собрания Русского музея – «Архип  Куинджи», «Николай Рерих», «Зинаида  Серебрякова», в свою очередь из Казани в Петербург отправились работы Николая Фешина, посвященные его 130-летию.

«Здесь представлены малые вещи, но мы будем привозить и большие вещи со временем, - отметил Владимир Гусев, директор Русского музея, говоря об экспозиции работ Карла Брюллова. -  Но величие не определяется величиной. Обратите внимание на графику, многие вещи показываются впервые, у нас тоже большое собрание русской графики (это 200 тыс. единиц хранения). Каждый листочек - это шедевр. Рассматривайте их, получайте наслаждение, которое испытывал и сам художник».

Директор Русского музея Владимир Гусев на открытиии выставки в Казани. Фото: АиФ/ Дарья Ходик

В культурно-выставочном центре должна кипеть жизнь, отметил Гусев.  В филиале планируется запустить программы арт-терапии, музейной педагогики, программы для людей с ограниченными возможностями.

Казанская тема

Кстати, по касательной в Казани проходит и «казанская тема»: на выставке представлены портреты архитектора Константина Тона и его жены Елены Ивановны, с которыми Брюллов был дружен. В Казани Тон спроектировал Губернаторский дворец в Казанском кремле (сейчас Президентский дворец) и он же является автором памятника Гавриилу Державину (уже не существующего), который был открыт в 1847, а разрушен в 1930-х. Сейчас в Казани копия памятника находится в Лядском саду.

Портрет архитектора Константина Тона. Фото: АиФ/ Дарья Ходик

Произведения Брюллова на выставке представляют все этапы творчества мастера. Это и академическая живопись, камерный и парадный портрет («Автопортрет», портрет императрицы Александры Федоровны, жены Николая I), исторический жанр (эскизы к полотнам «Последний день Помпеи», «Осада Пскова»), живопись «итальянского периода» его жизни , тема Востока, эскизы росписей храмов.

"Автопортрет" мастера. Фото: АиФ/ Руслан Ишмухаметов

Эскизы

Самое значительное произведение, созданное Брюлловым – «Последний день Помпеи», в основе которого - трагедия римского города, погибшего при извержении Везувия (I век нашей эры). Более 6 лет художник работа над этим полотном, изучал раскопки древнего города. Казанцы могут увидеть на выставке первоначальный эскиз одноименной картины, выполненный маслом на картоне. Любопытно, что когда Карл Брюллов вернулся в Россию 1836 году после оглушительного успеха картины, то встретился с императором Николаем I, который поинтересовался, нет ли у художника желания написать масштабную картину, посвященную событиям отечественной истории. И даже предлагал тему «Взятие Казани», где можно было бы изобразить и Ивана Грозного. Но Брюллов отказался.

   
   
Эскиз картины "Последний день Помпеи". Фото: АиФ/ Руслан Ишмухаметов

Еще один любопытный эскиз – «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием». Эта работа мастера так и осталась незаконченной.

В основе сюжета «Осады» - эпизод Ливонской войны Ивана Грозного. В 1581 году польское войско во главе с королем Стефаном Баторием вторглось в окрестности Пскова. Брюллов соверши поездку в Псков, чтобы увидеть место действия будущей картины, работа надо полотном продолжалась более 7 лет. Но работа так и не была окончена, Брюллов остался ею недоволен, называл «Досада Пскова».  До конца жизни художника картина висела в мастерской, выполняя роль перегородки. Бенуа называл «Осаду Пскова» самой неудачной картиной Брюллова.

Также на выставке можно насладиться виртуозными рисунками графитным карандашом и сепией в акварели – портреты, жанровые сценки, шаржи, карикатуры.

Шаржи. Фото: АиФ/ Дарья Ходик

Работы великого живописца можно увидеть до 19 июня в музее ИЗО.

Досье
Карл Брюллов (1799-1852) – выдающийся русский художник, стяжавший при жизни европейскую славу. У современников он удостоился титула «Великий Карл». Род Брюлловых происходит из Франции, прадед художника прибыл в Петербург в 18 в и поступил лепщиком на Императорский фарфоровый завод. Будущий художник родился в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Брюллова. В 1809 году он становится воспитанником Петербургской Академии художеств, в которой уже учились его старшие браться. Одаренный мальчик раньше других получил разрешение рисовать собственные композиции. В августе 1822 года братья Александр и Карл отправились в Италию. С 1922 по 1934 годы он провел время в Италии. Вернувшись на родину, в Петербурге Брюллов создал богатейшую портретную галерею своих современников (около 80 портретов). Для Казанского собора в Петербурге он должен бы написать образ «Вознесения Богоматери», 4 года работал над росписями Исаакиевского собора. В итоге подорвал здоровье из-за сырости, ветров и холода. В 1847 году простуда и ревматизм на 7 месяцев приковали художника к постели. Написанный во время болезни «Автопортрет» - своеобразная автобиография художника. В 1849 году он уехал лечиться за границу, обосновался на Мадейре. Затем перебрался в Италию. Скончался он 23 июня 1852 года в Манциане, под Римом. Похоронен в Риме на кладбище Монте Тестаччо.