130 лет исполняется 5 апреля Национальному музею Татарстана. По традиции накануне своего дня рождения музей объявляет акцию Дни дарений. Что происходит с артефактами, которые дарят музею татарстанцы, и почему обычные вещи порой могут рассказать больше, чем реликвии, корреспондент «АиФ-Казань» узнала у руководителя отдела специального хранения Нацмузея РТ Владислава Мухина.
Из жизни молчаливого большинства
Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: Владислав Игоревич, как давно вы работаете в музее?
Владислав Мухин: Три года назад, после окончания аспирантуры в КФУ, я решил работать по специальности и пришёл в Нацмузей РТ. Начинал с должности младшего научного сотрудника. Готовил выставки, продолжаю делать это и сейчас. Моя работа деятельностью хранителя не ограничивается.
В XX в. историческая наука сильно изменилась. Акцент с исследования глобальных процессов сместился на исследование жизни так называемого молчаливого большинства. Это сегодня мы не молчаливое большинство. Кричим в соцсетях о каждом походе в магазин и прочих повседневных делах. Возможно, именно поэтому какие-то современные артефакты не так важны государству. А ведь в прошлые века абсолютное большинство людей не оставило каких-либо письменных свидетельств о том, как именно они жили. Условно говоря, крестьянин XII в. не умел писать, не мог описать свою жизнь. Те люди, которые обладали в то время необходимым уровнем грамотности, жизнь крестьян также не описывали.
Например, в экспозиции нашего музея представлены рубели, вальки XIX в. и более ранних столетий. Вальками выбивали грязь из замоченного белья. Уже выбитое белье наматывали на круглую скалку, сверху укладывали рубель зубчатой стороной вниз и разглаживали бельё. Эти предметы рассказывают, как проходила стирка, глажка 150 лет назад, насколько это было физически энергозатратно. Можно понять, как далеко человечество шагнуло вперёд всего за 130–150 лет – крохотный период для истории.
– В Нацмузее РТ есть не только своя «золотая кладовая» – коллекция татарских ювелирных украшений XVII–XIX веков, но даже украшения бронзового века. Что они рассказывают о своих хозяевах?
– Как вы думаете, для кого в бронзовом веке изготовили перламутровое украшение с золотой звездочкой, с инкрустацией из цветного стекла? Для лошади, это элемент конской сбруи. Первой задачей украшений была защита от тёмных сил. Аборигены носят серьги в носу, так как уверены: через любое отверстие в тело может проникнуть злой дух. Поэтому прокалывают и губы, и уши. Отсюда появилась традиция носить серьги.
Четыре тысячи лет назад, в середине бронзового века, женщины украшали себя огромным количеством бронзы. Золота тогда было очень мало, оно уже было чрезвычайно ценно. И в этот период золотое украшение изготавливается для лошади. В то время даже жена вождя не могла себе такое позволить! Это говорит о том, насколько важно было на том этапе развития хозяйства для человека животное. Лошадь – центр всего домашнего хозяйства. С ней можно передвигаться на дальние расстояния. Чтобы продать шкуры добытых зверей, например. Наличие лошади повышало качество жизни. И это будет сохраняться на протяжении тысячелетий. Видимо, тогда считалось, что можно найти другую жену, а другую лошадь было найти сложнее…
За семью печатями
– Дни дарений пройдут с 1 по 4 апреля. А что потом произойдёт с подаренными вещами?
– Ежегодно 5 апреля мы празднуем день рождения нашего музея, который был открыт как Казанский научно-промышленный. Дни дарения – особая акция, в ходе которой мы приглашаем наших гостей поучаствовать в комплектовании музейного собрания. Любой желающий может передать музею в дар какой-либо артефакт – вещь, которая документировала развитие человечества на каком-либо из этапов. И рассказать связанную с ней историю. Это можно сделать в любое время, но к Дню рождения музея проводят особую акцию.
Затем подаренный предмет принимает Экспертная фондо-закупочная комиссия музея, его заносят в Главную инвентарную книгу музея. Передают ответственному хранителю, который описывает предмет и отправляет в Государственный каталог музейного фонда РФ. 1 января 2026 г. на сайте Госкаталога любой человек может увидеть все внесённые туда предметы.
– Насколько я знаю, последние четыре–пять лет подобные списки не создаются.
Абсолютное большинство вещей, которые передают в музей в Дни дарений и в обычные дни, попадают в музейное собрание. Единых нормативов нет. Решение принимает экспертная комиссия музея. Массовые предметы, которые существовали в огромном количестве и продолжают производиться, имеют мало шансов стать музейным предметом. Моё оценочное суждение, что однозначно будут приняты вещи, выпущенные до 1991 г. Это может быть, например, газета от 22 апреля 1961 г. о полёте Гагарина. Интересно всё, что связано с историей края, особенно с развитием народов, живших здесь в дореволюционный период, а также предметы, отобразившие распад СССР, например, банкноты того времени.
Всё, что относится к Великой Отечественной войне, всё, что отражает значимые события истории нашей страны, в том числе и происходящие сегодня, будет с любовью принято на хранение – чтобы сберечь для будущих поколений. Музей ведёт активную работу по комплектованию предметов, которые отображают осуществление специальной военной операции, подвиги наших воинов, отстаивающих интересы Родины. Безусловно, всё, что связано с СВО, будет принято в музей, потому что это важнейший этап истории.
– Для хранилищ фондов есть специальные требования – капитальные стены, сейфовые двери и т. д. Я попадаю в хранилище, сняв семь печатей. Таков путь от моего рабочего стола до конкретного музейного предмета, находящегося на хранении.
Нашу работу регулируют госорганы не только сферы культуры, но и сферы финансов. Делаются сверки предметов, при каждой сверке предметы взвешиваются. Проводится и экспертиза музейных предметов на содержание драгоценных материалов. Регулярно приезжает специалист из Федеральной пробирной палаты по ПФО для апробирования музейных предметов. После апробирования составляется итоговый акт, в котором указано по каждому предмету, из драгоценных он металлов или нет. Указываются проба, общий вес предмета и вес его частей, содержащих драгоценные материалы. Таким образом устанавливается, что каждый предмет, который числится у нас в Главной инвентарной книге, находится на своём месте.
ДОСЬЕ
Владислав МУХИН родился в Зеленодольске в 1994 г.
Окончил истфак КФУ. Старший научный сотрудник. Курировал межмузейную выставку «Китайские коллекции музеев России», приуроченную к саммиту БРИКС в Казани, работал над экспозицией самого молодого музея Казани – музейно-образовательного центра «История юстиции», 15-го филиала Нацмузея РТ.
КСТАТИ
В собрании Нацмузея Татарстана 970 000 предметов – от артефактов древних культур и средневековых государств до вещей и документов героев советской страны и деятелей Татарстана и России.
Акция «Дни дарений» проводится с 1997 г. И впервые музей «выходит» за свои стены
– 3 апреля передать в дар музею предмет можно будет в Центре современной культуры «Смена»:
ул. Б. Шахиди, 7, (843) 249-50-23, с 14.00 до 20.00.
1–4 апреля акция в Нацмузее РТ:
ул. Кремлёвская, 2, (843) 292-85-76, с 10.00 до 17.00
При себе нужно иметь паспорт.