Джульетта с характером. Прима оперного театра о балете, кумирах и хоккее

Кристина Андреева солирует во всех спектаклях театра оперы и балета им. М. Джалиля © / Татарский театр оперы и балета имени Джалиля

В Казани уже есть зритель, который ходит в театр «на Андрееву». Критики называют её принцессой. На спектакли, где танцует 24-летняя артистка, едут  поклонники из других городов. Она солирует во всех балетах Татарского театра и танцует главную партию в премьерном спектакле, открывающем юбилейный Нуриевский, «Ромео и Джульетта».  

   
   

Как закалялась сталь

Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: Кристина, премьерный спектакль фестиваля доверили вам и вашему партнёру. Но обычно такие партии танцевали приезжие звёзды. Как готовитесь к этой роли?

Кристина Андреева:  В прошлом году на открытии я исполнила партию Эсмеральды, а в этом году мне доверили роль Джульетты. Спектакль я готовлю с премьером нашего театра Михаилом Тимаевым. И сейчас до 13 мая в моей жизни нет никого, кроме Ромео - моего партнёра, люблю только его! (Смеётся.) Если серьёзно, этот балет очень насыщен актёрской игрой, хочется накопить максимум эмоций, чтобы показать их на спектакле. 

Фото: Татарский театр оперы и балета имени Джалиля

- Вы лауреат премии имени Галины Улановой. Её образ Джульетты до сих пор считается эталонным во всём мире. А как работали над этой ролью вы?

- Джульетту я впервые станцевала два года назад. Эта партия мне очень близка, я чувствую себя в ней естественно. Это настолько потрясающая история! Спасибо нашему балетмейстеру-постановщику Владимиру Яковлеву за возможность импровизировать на репетициях. 
Досье
Кристина Андреева родилась в Красноярске в 1992 году. Окончила Красноярский хореографический колледж. Заслуженная артистка РТ. Лауреат Госпремии РТ им. Г. Тукая и театральной премии «Тантана» (2011, 2017 гг.). Лауреат международных конкурсов. В труппе Татарского театра оперы и балета с 2010 года.

Спектакль, который мы покажем на фестивале, - новая постановка. На мой взгляд, в ней стали более понятны актёрские сцены. 

- Вы родом из Красноярска. Что для вас значит фестиваль имени Рудольфа Нуриева?

   
   

- Я приехала в Казань пусть неопытной, но уже готовой балериной. Балетная школа в Красноярске замечательная, все выпускники работают на известных сценах. Казань привлекла обширным классическим репертуаром. И сам театр произвёл впечатление, город. Я почувствовала, что это моё, и не прогадала.

Конечно, танцевать на фестивале имени Рудольфа Нуриева огромная честь, ответственность и удовольствие! На Нуриевском всегда много мировых звёзд,  балетных критиков – профессио­налов. Получить их рекомендации - счастье. Горжусь, что в Казани ещё два года назад зарегистрировали исключительное право на использование брендов Нуриевского и Шаляпинского фестивалей. 

Фото: Татарский театр оперы и балета имени Джалиля

- У каждого артиста - свой Пигмалион. Шаляпина «сделал» педагог Дмитрий Усатов, учивший его не только пению, но и жизни. У вас был такой человек?

- Это мой наставник в колледже - Лариса Борисовна Сычёва. Она полностью изменила меня. Раньше я была очень застенчивой. Лариса Борисовна заставила поверить в себя, закалила во мне стальной характер. Не будь его, вряд ли у меня что-то получилось. Балет, к сожалению, часто подразумевает жёсткое соперничество, зависть. Не каждый может это вынести... 

В балетном зале меня многие считают девушкой с жёстким характером. Действительно, я не терплю, когда на репетиции позволяют себе танцевать «в полноги». Я перфекционист – с себя три шкуры сдираю и хочу, чтобы другие также отдавались своей профессии. 

Не танцевать в «полноги»

- В чём специфика русской балетной школы?

- Зарубежные артисты, так же, как и русские, виртуозно владеют техникой. Но, думаю, истинно русской души никто из европейских артистов по-настоящему не чувствует. В Европе всё прекрасно в плане техники, но певучести не хватает.

- Есть ли сегодня балерины уровня Майи Плисецкой, Галины Улановой? 

-  На мой взгляд, это Диана Вишнёва, Светлана Захарова. Они танцуют по всему миру. Обе добились всего своим трудом, с таких артисток хочется брать пример.

- Что, на ваш взгляд, важнее в балете: физические данные или труд?

- Помимо физических данных  в первую очередь артист балета должен обладать огромным желанием, трудолюбием и «дружить с головой». (Смеется.) Ведь бывает так, что человек со средними данными добивается профессиональных высот, и все потому, что он осознанно подходил к своему делу. Если у артиста хорошие данные, но он пустой, ничем не одухотворённый, танец не будет интересен. 

- Прима всегда должна быть в форме. Что вы для этого делаете? 

- Каждое утро артист балета начинает с урока классического танца (гимнастика на полу, упражнения у станка). Не могу сказать, что мне не хватает нагрузки в театре, но по возможности я посещаю фитнес-клуб - групповые силовые занятия, пилатес.   

В эмоциональном плане мне очень помогает хоккей. Многие удивляются: хрупкая девушка и интересуется агрессивным спортом! Но ведь контрасты помогают ощущать полноту жизни. После того, как я однажды побывала на игре, мне захотелось вновь испытать эти потрясающие эмоции, получить заряд энергии.

Фото: Татарский театр оперы и балета имени Джалиля

«Даруй нам мир!»

- Вы готовы на жертвы ради балета? Или можете оставить сцену ради семьи, мужа? 

- Сложно ответить. Наверное, могла бы оставить… Хотя как это сделать, если не представляешь себя без танца? Наши девочки-балерины уже через месяц-два после родов стараются войти в форму, начинают репетировать. 

Для меня пока на первом месте карьера. Безусловно, хочется добиться в ней высот. И всё же я считаю, что главное в жизни - семья. Чувствую, что не смогу оставить детей на маму, няню, уехав на гастроли на три месяца. Для меня будет очень важно, чтобы близкие люди были рядом, и им всегда хватало внимания.

- На фестивале вы танцуете в спектакле по мессе Баха «Dona nobis pacem» («Даруй нам мир!»). Чем вам близка эта постановка?

- В этом спектакле три пары исполняют совершенно разные по тематике композиции. Постановщик Владимир Васильев хотел показать все периоды жизни – от начала до конца: рождение, взросление, ссора, любовь. 

В финале мы все: оркестр, хор, артисты оперы и балета - возносим мольбу «Даруй нам мир!». Спектакль не­обычный - станцуешь в нём, и спокойнее становится на душе. Такое ощущение, будто в церкви побывал, свечку поставил…