Его университеты. Как Горький в Казани перепел Шаляпина

После четырехлетней реконструкции в Казани открылся Литературно-мемориальный музей А. М. Горького.

   
   

Серые интерьеры экспозиции 1988 года, обличающие мрак мещанской жизни, превратились в пространство с большим количеством света и стекла – в соответствии с концепцией автора, художника Ильгизара Хасанова. Музей располагает свыше 60 тысячами единиц хранения, в числе которых 2 237 мемориальных предмета горьковской коллекции. Это одно из самых крупных собраний России, посвященных пролетарскому писателю. О том, почему Горький им не был и какие места в Казани напоминают об Алексее Пешкове, «АиФ-Казань» рассказала заведующая музеем Марианна Гаврилова.

Обошел Шаляпина

«С памятными горьковскими местами 1884-1888 годов, когда Алексей Пешков проходил свои «казанские университеты», прибыв сюда из Нижнего Новгорода, гостей знакомит интерактивная карта. Мультимедийный вариант сделан на основе карты города с пометками, присланной Горьким в 1928 году казанским краеведам», - рассказывает Марианна Гаврилова.

Первая точка на этой карте - «Казанский императорский университет». Мечта учиться в крупнейшем университете Поволжья заставила приехать 16-летнего Алексея в Казань по совету знакомого Николая Евреинова.

Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

Но… «я очень скоро догадался, что университет – фантазия и что я поступил бы умнее, уехав в Персию», — писал Горький. Два класса начального образования Пешкова и циркуляр о «кухаркиных детях» (ограничение в получении образования представителями непривилегированных классов) оставляли минимум шансов. Вместо студенческой скамьи он оказался среди «грузчиков, босяков, жуликов» на Казанском устье - за копейки занимался разгрузкой барж, временами откровенно голодая. Профессиональный вор Башкин склонял его к своему пути, но будущий писатель не поддался.

Еще одна «остановка» – ночлежки. Например, разбитная Марусовка, где Алексей снимал угол с приятелем Гурием Плетневым. Этот дом номер 26 на нынешней улице Пушкина сохранился и сейчас.

Марусовка. Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

Место №3 - казанский городской театр. На его сцене Алексей Пешков пел около трёх недель в промежутках между трудом разнорабочего, пройдя отбор оперного импресарио. В это же время в хор оперной труппы пробовался пятнадцатилетний Фёдор Шаляпин, которого не приняли. Вот такой реальный исторический анекдот.

   
   
Казанский городской театр Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

Старо-Горшечная Слобода (ныне ул. Щапова). Познакомившись с Андреем Степановичем Деренковым, владельцем бакалейной лавки на этой улице, Горький стал приходить на собрания свободолюбивой молодежи, которые проходили у Деренкова. А позже стал работать у Андрея Степановича в пекарнях, открытых в 1886-1887 годах.

Еще одна остановка виртуальной экскурсии - «Татарская слобода».

Старо-Татарская слобода - современный вид. Фото: АиФ/ Мария Зверева

Писатель любил это место и вообще очень тепло относился к татарской культуре. «Здесь живут какой-то особенно чистоплотной жизнью добродушные и ласковые люди» («Мои университеты», 1923). Уважительное отношение к татарскому народу Горький сохранил на всю жизнь, как, впрочем, и к любому другому. Сегодня его назвали бы интернационалистом.

Пекарня А.С.Деренкова. Фото: АиФ/Венера Вольская.

В музее воссоздана пекарня Деренкова – подвальная комната с низкими сводами и маленькими окошками, где Алексей работал подручным пекаря Лутонина. С вечера они замешивали по полтора десятка пудов муки в тесто (один пуд – 16 кг), раскатывали его, формировали хлеба, слойки, сдобные булочки, а затем выпекали в печи. В железном котле в кипящем масле варили сушки. Иногда Лутонину в окошко над тротуаром каблучком стучала девушка, и они уходили. И тогда Алексей сам выпекал хлеб, а затем разносил его.

Гектограф Фото: АиФ/Венера Вольская.

«Ксерокс XIX века» – гектограф. На похожем Алексей печатал листовки, прокламации, отрывки из запрещённых книг. На спиртовом гектографе можно было сделать до 200 копий текста.

Еще один экспонат, который был обнаружен в 1990-е годы – копия письма «дорогому Алеше» от девицы Капитолины Полудницыной, барышни легкого поведения, которая сокрушается о разлуке с ним (Капитолина и Лутонин - прототипы героев рассказа Горького «Коновалов»). Была у Алексея и душевная зазноба, Мария Деренкова, сестра Андрея Деренкова, которая не ответила взаимностью Алексею. На ней женился его друг Михаил Ромась.

Копия газетной заметки 1887 года о покушении на самоубийство «нижегородского цехового рабочего А. М. П.», а также «скорбный лист» (выписка из истории болезни) Казанской земской больницы (сейчас в этом здании на улице К. Маркса находится кардиодиспансер). Он написал в записке, что в поступке просит винить поэта Гейне, «выдумавшего зубную боль в сердце». Дело едва не закончилось гибелью от потери крови. Спасло юношу то, что его сразу же обнаружил сторож близлежащего монастыря, и быстро проведенная операция.

Копия газетной заметки 1887 года. Фото: АиФ/Венера Вольская.

«В «приступе малодушия», как писатель позже называл эту попытку, виноваты не только неразделенная любовь, известие о смерти «ангела», любимой бабушки Акулины Ивановны, но и тяжёлая жизнь и душевное одиночество в Казани», – отмечает Марианна Гаврилова. Но кризис стал новой точкой отсчета: постепенно пришло «выздоровление». Впечатления казанского периода жизни не только стали жестокой школой жизни, но и подтолкнули к литературному творчеству.

Сюжеты более двух десятков произведений мастера: «Бывшие люди», «Хозяин», «Двадцать шесть и одна» и др. связаны с Казанью. На автобиографическом материале созданы и «Мои университеты».

«Физически я родился в Нижнем Новгороде. Но духовно – в Казани», — писал Горький. Он еще не раз посещал город - в 1889, 1890, 1928 годах.

После «выздоровления» Горький уехал в странствие по России.

Копия фото Горького, играющего с Лениным в шахматы, 1910-е годы. Вождь хулигански изображает, что хочет проглотить шахматную фигуру.

«Пишите просто»

Вторая часть горьковской экспозиции посвящена дружбе Горького с татарскими писателями. Целая плеяда мастеров считала его своим учителем. Еще 1910-х гг. он задумал издать сборник татарской литературы, но реализовать идею не получилось. Зато благодаря «буревестнику революции» впервые в мире на русском языке были изданы стихи Тукая. После смерти поэта Горький скажет: «Этот мир не для художников».

Переписывались с Горьким Шамиль Усманов и Кави Наджми. В 1926 году Кави Наджми послал ему свой рассказ «Жребий» и получил совет: «Истинная красота и мудрость – в простоте. Слова должны быть простые и ясные».

Кроме материалов о творчестве, в залах музея можно увидеть личные вещи писателя и его окружения. Например, белое домашнее платье, ридикюль, лайковые перчатки жены Екатерины Павловны Пешковой (Волжиной). С юной дворянкой Горький познакомился в редакции «Самарской газеты», где она работала корректором. После смерти мужа Екатерина Павловна стала, наверное, одним из главных «горьковедов» страны, передавая материалы о писателе в музеи.

Певец революции?

Клише «пролетарского писателя» надолго закрепилось за Максимом Горьким. Но был ли он им? «Алексей Максимович понимал масштаб проблем страны, пытался их решить, но считал, что это нужно делать не путем кровавого переворота, - отечает Марианна Гаврилова. - Например, после октября 17-го он писал в газете: «Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти, о чем свидетельствует их позорное отношение к свободе слова, личности и ко всей сумме тех прав, за торжество которых боролась демократия». Горький не принял террор революции, о чем свидетельствуют статьи сборника 1919 года «Несвоевременные мысли». Это одна из причин его отъезда в 1921 году из России почти на восемь лет».
Горький, Ленин и шахматы. Владимир Ильич пытается проглотить фигуру. Фото сделано до революции. Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

Но после двухлетних переговоров в 1928 году Алексей Максимович приехал в СССР по приглашению советского правительства. А позднее написал хвалебный отзыв о Соловецких лагерях, о Беломоро-Балтийском канале. «Горький не мог не знать об ужасах лагерей, - считает Гаврилова. - Так что расшифровать его мотивы только предстоит. Но что известно наверняка - то, что Горький всю жизнь верил в идеального Человека и идеальное общество. И он – явление в мировой литературе».