Джазмен Андрей Руденко: «Прессинг Его Величества Доллара превзошел все пределы»

Татарстан, 14 декабря, АиФ-Казань. «Гениальный музыкант Х.Хэнкок сказал студентам московской «Гнесинки»: «Люди хотят слышать о жизни, судьбе, любви. Ноты – лишь номинальные знаки, за которыми - нечто большее». Чехов и Толстой – тоже не буквы. Ну а музыка – чистая энергетика!» - уверен известный джазовый музыкант и композитор Андрей Руденко.

   
   

Всё на продажу

- Андрей Александрович, перед встречей пересеклась со студентами вуза, где вы преподаёте. Стоя под вывеской Казанского государственного университета культуры и искусств, они общались исключительно матом. Это будущие звёзды?

- Чему удивляетесь? Ребята не в вакууме живут. После занятий, где им говорят о прекрасном, они выходят на улицы, в мир, созданный взрослыми. Не сразу человек вырабатывает иммунитет против хамства. Молодым быть нелегко. Аналогичную картину вы можете увидеть у других вузов.

- Только что окончился урок, где вы учили будущих вокалистов. Почему юноши и девушки дружно рвутся на эстраду?

- Многим кажется, что это лёгкий путь к славе. Кто-то хочет самовыражаться и получать большие деньги. Но было бы что «самовыражать»… Раньше день и ночь твердили о престижности рабочих профессий. Сейчас страна ничего не производит. Выгодно продавать, перепродавать. Если больше нечего, то хотя бы свой скромный природный дар: голосок, фигурку. Смотрят ребята ТВ и думают, глядя на некоторых знаменитостей: а чем я-то хуже? Я тоже могу стать миллионером!

- Исключения из грустных правил есть?

- Встречаются иногда самородки. Даже из сельской глубинки. Вроде бы даже необходимой музыкальной базы у них нет, но талант, ничего не скажешь! С ними и работать радостно. Потому что есть стремление, взаимопонимание, отдача. Но в основном – весьма посредственный уровень. Из тех, кого я учу, а это будущие пианисты и вокалисты, немногие могут рассчитывать на будущий успех хотя бы в казанском масштабе. Общий уровень культуры падает. Когда сам я учился в специализированной музыкальной школе при Казанской консерватории, там такие таланты были! О том, что сейчас происходит с этой школой, даже говорить не хочу. А думающая молодёжь видит: учись – не учись, всё равно не пробьёшься, правды нет.

- Но в советское время тоже правды не было. А искусство – было!

- Была хоть какая-то частица правды. Ладно, пусть не правды, а справедливости. Великими творениями наградили тогда мир кинематографисты, писатели, музыканты, артисты. Сейчас вроде бы всё разрешено. Но прессинг Его Величества Доллара превзошёл все пределы. Сформировано потребительское отношение к культуре, и она утрачивает духовность.

Минута славы

   
   

- Согласны, что на оперной сцене – дефицит голосов? Да и отечественных джазовых вокалистов немного…

- Чтобы стать оперной звездой, надо быть Хворостовским или Нетребко. Джазовых вокалистов тоже можно по пальцам перечесть. Чтобы достичь такого уровня мастерства, нужны огромный труд, самовоспитание, дисциплина, иногда даже самопожертвование, которые не позволят остановиться на промежуточном этапе. Если сейчас любой новоиспечённой клонированной эстрадной «звёздочке» публика платит, аплодирует, что ещё надо? Соблазн велик. Российский взлёт – сложная штука. Чаще всего, к сожалению, побеждает не достойнейший, не сильнейший, а тот, кто нашёл патрона, который помог раскрутиться и попиариться, кто использовал благоприятную ситуацию. В том числе и постельную, что скрывать очевидное. Мир искусства, шоу-бизнеса жесток.

 

Досье
Андрей Руденко родился в 1974 г. во Владикавказе. Лауреат международных и всероссийских конкурсов. Композитор, пианист, лидер «Руден-джаз-бенд». Женат, дочери 2,5 года.

- Вам, однако, везёт. Выпустили альбом «Антигламур» в Москве…

- Как лидер «Руден-джаз-бенд» записал его с участием друзей из Казани, Москвы и США. Казань имеет славу джазового города. Лундстрем, Деринг - классики, основоположники. Летний фестиваль «Джаз в усадьбе Сандецкого» – великолепный проект. Но этого маловато! Как музыкальное направление джаз – вне поля зрения местных властей. Поэтому прекрасные исполнители перебираются в Москву, Питер, уезжают на Запад. Стационарных концертных площадок здесь нет, мы выступаем в ресторанах, на корпоративах: жить-то надо! А если спросите студентов нашего вуза, кто такой Олег Лундстрем, не каждый сходу ответит. Хотя все слышали это имя на моих и не только моих занятиях.

 

- Вы окончили Московскую консерваторию по классу рояля, стажировались два года в Ирландской Королевской академии, исполняли классику с Ирландским симфоническим оркестром. Выступали в престижных джаз-клубах Вашингтона и Чикаго. Зачем преподаёте? Ведь из казанских джазменов этим не занимается никто.

- Не всё измеряется деньгами. Что посеешь, то и пожнёшь. И если дана такая возможность, стараюсь выполнить свой долг: формировать необходимую среду, повышать градус культуры в обществе. Даже те студенты, кто не взлетит высоко, создадут потом, надеюсь, атмосферу творчества и духовности. Те, кто взлетит, возможно, вспомнят добрым словом. Поэтому для меня нет перспективных и неперспективных, все равны. А дальше – жизнь покажет.

- Недавно в БКЗ с аншлагом состоялась премьера 5-й симфонии вашего отца, композитора Александра Руденко. Любовь к музыке – это семейное?

- Мама рассказывала, что когда я был младенцем, отец провёл эксперимент. И знаменитое соло трубы в произведении Р.Щедрина «Анна Каренина» вызвало у меня живую реакцию. Отец констатировал: «Будет музыкантом!» Так определилась моя судьба. Отец – профессор Казанской консерватории. Когда я учился в музыкальной школе, то посещал его класс композиции, и это помогает писать свою музыку. Он, кстати, воспитал более 30 лауреатов международных конкурсов, создал много прекрасных произведений. К сожалению, до сих пор не поставлен его балет «Невский проспект», хотя казанская публика истосковалась по балетным премьерам.

- Да и на эстраде поют и пляшут одни и те же. А «пипл», как говорится, «хавает»!

- Всегда будет «ботва», которую кому-то хочется жевать, и те, кому жевать её не хочется. И у каждого исполнителя есть своя жизненная и творческая планка. Я сейчас веду переговоры, чтобы мой джаз-бенд выступил в клубе знаменитого российского саксофониста А.Козлова. Есть планы записать новый сольный альбом в Москве. Хотел бы воплотить в Казани опыт Уфы, где власть активно поддерживает джаз. У нас нет такой движухи, хотя есть знамя Лундстрема и Деринга.

- Говорят, что джаз чужд татарской традиции…

- Неправда! Не все понимают, что такое, например, мунажаты (ночная молитва, обращение к Аллаху), древние песнопения, которые можно аранжировать. Татарская и особенно казанская музыкальная культура замкнуты, не развиваются. Есть только два эстрадных исполнителя: Салават и Ильгам Шакиров, которые понимают необходимость интеграции в мировую музыкальную культуру и используют её достижения в своём творчестве. Других татарских исполнителей такого уровня нет.

- Провинция губит творческого человека?

- Может и погубить. Но, с другой стороны, и сохранить может. Ведь и в Москве, и в Питере, и на Западе легко сгинуть в безвестности.

Смотрите также: