Как казанец Абдулла Дубин спасает Волгу

   
   

Одних такой стиль общения шокирует, а других заставляет измениться. «Не могу видеть курящих, - признается Абдулла Дубин. - Начинаю объяснять: «Курить могут только самоубийцы!». Наверное, сказывается профессия: говорить до тех пор, пока не выключат. Пусть из 20 хотя бы двое задумаются – я буду доволен».

Доходней валять дурака?

- Абдулла Ибрагимович, вы один из первых дикторов казанского телевидения, учились у самого Левитана. Как изменились с тех пор радио, «голубой экран»?

- Раньше дикторов постоянно отправляли на всесоюзные курсы повышения квалификации в Москву. Так я в 1982 году попал к Юрию Борисовичу Левитану. Вместе с другими дикторами мы приходили к нему на ночные дежурства, он проводил для нас занятия. Однажды он обратился ко мне:

«Вас, наверное, в Татарии на руках носят? Великолепная русская речь, типично славянская фамилия, типично восточное имя. Абдулла Дубин – в эфире это звучит как знамя интернационализма!»

Фамилия у меня действительно славянская: прапрадед работал в имении бабушки Лермонтова Тарханах. Там, в Пензенской области, есть село Кутеевка, и все его жители по фамилии Дубины.

А сегодняшнее телевидение я бы охарактеризовал одним словом «небрежность». Постоянные ляпы, много случайных людей. Сейчас ведь доходней валять дурака?

17 лет я работал вместе с высокопрофессиональным диктором, выпускницей Щепкинского училища заслуженной артисткой республики Ирке Сакаевой. Она была моей наставницей. Мы говорили о добром, светлом, хорошем. А сейчас в эфире звучат другие темы: бандитизм, проституция. Это обидно. Раньше на первом месте были труженики, а сегодня герои дня – те, у кого больше денег. Обсуждается количество миллиардеров – вот на кого нам предлагают равняться.

- В 1984-м году вас неожиданно уволили. Ситуация трагическая: человек, которого знали и любили в каждом доме, вдруг стал никем.

- Тогда я хотел уехать на родину, в Астрахань, там как раз был нужен диктор на телевидении. Иду на речной вокзал заказывать контейнер, чтобы перевезти вещи, встречаю знакомого. «Уезжаешь? Ты что с ума сошел!?» В итоге я остался в Казани, начал работать на круизных судах методистом. Не переставал печататься в газетах, журналах, организовывал выставки своих коллекций открыток, начал издавать фотоальбомы. Постепенно жизнь наладилась.

Испытание сытостью

- Как вы стали краеведом–филокартистом? Это хобби или выгодное вложение капитала?

- Это судьба, наверное. Открытки я начал коллекционировать, когда работал на телевидении.

В 1968 случайно оказался в Ленинском садике, где собираются нумизматы, другие коллекционеры. И вдруг в руках одного из них заметил открытки с видами старой Казани. На меня какое-то озарение нашло, это было, как любовь с первого взгляда. Оказывается, я каждый день прохожу мимо этого здания, и не знаю, что это знаменитый дом Сандецкого. Не представляю себе, каким был в прошлом веке Казанский Кремль… Хозяин старинных открыток был библиофилом, ему нужна была книга «ЖЗЛ: Лев Толстой». Ради этих 15 открыток, которые стали первыми в моей коллекции, я сбегал домой и принес ему эту книгу. Сейчас у меня более 5 тысяч открыток. Тематика очень широкая: и поздравительные, и с видами Казани, моей родной Астрахани. Самые ранние открытки с видами Казани датированы 1896 г. В моей коллекции есть и раритеты. Например, фотографии с Всероссийской международной выставки, которая состоялась в Казани в 1909 году на территории парка Русская Швейцария (сейчас парк им. Горького – прим. авт). По значимости это была вторая выставка после нижегородской 1896 года. Там были представлены крупная и мелкая промышленность, огнестойкое строительство, профессиональное образование и многое другое.

Я стараюсь не держать все это богатство под спудом: издаю альбомы, буклеты, чтобы история Казани была доступна людям. Так что коллекционирование для меня – это «три в одном»: и увлечение, и просвещение, и вложение капитала.

   
   

- Интерес к вашим изданиям с каждым годом растет. Как вы думаете почему?

- Сегодня мы все проходим испытание сытостью – самое страшное испытание. Это все пройдет. Трезвость все равно вернется потому, что человек по натуре очень благоразумен. Издавая фотоальбомы, я стараюсь пробудить уважение к минувшему - к истории, к человеку. Ведь у тех, кто не уважает прошлое, судьба короткая.

У вас прекрасная физическая форма. В чем секрет?

- Я вырос в многодетной семье, был 14-м ребенком. Отец всю жизнь мечтал совершить хадж в Мекку. К сожалению, ему сделать это не удалось, но мне посчастливилось совершить паломничество к святым местам. Формула духовного здоровья есть во всех религиях: любовь к людям, добрые поступки.

У мусульман есть прекрасная возможность очистить душу и тело – 30-дневный пост Ураза. «Лишняя пища пожирает того, кто ее съел». У Уразы есть интересное свойство: время наступления месяца Рамазан сдвигается. Когда пост был в декабре, поститься приходилось только 7 часов – такое только амеба не могла выдержать. А когда 17 часов надо провести без еды, вот тогда ты чувствуешь себя человеком.

Если мне утром надо встретить поезд, или быть на автовокзале, обязательно иду пешком при любой погоде. Получаю огромное удовольствие. Чувствую, что мозги светлеют. Могу позволить себе иногда 50 граммов коньяка, но никогда не курю.

К сожалению, сейчас мужчины пересаживаются из автомобиля в офисное кресло, потом дома на диван перед телевизором. Представители сильного пола отрастили животы, их становится все меньше. Девушки вынуждены ходить оголенными, чтобы привлечь к себе внимание. А ведь они будущие матери…

Вода важнее, чем еда

- О чем вы мечтаете?

- Хочу успеть издать фотоальбом, посвященный старой Волге. Хочу показать, какой была наша великая река, чтобы люди поняли: ее надо срочно спасать. Вода важнее, чем еда - особенно сегодня, когда кто-то делит Волгу, чтобы брать деньги с рыбаков.

Боюсь, придет время, и в газетах в черной рамке появится сообщение: «Умерла великая река на руках у Каспийского моря». 43 года назад в Астрахани был огромный рыбный магазин «Каспий». Там продавали любую рыбу. Самым дорогим был осетр: 95 копеек за килограмм. А в холодильнике лежали баночки с черной икрой. Даешь рубль, и на сдачу получаешь эту баночку. Она стоила 56 копеек. А сегодня ее цена - 6500. Вот до чего мы довели Волгу! Если не прекратим этот вандализм, придет время, описанное и в Библии, и в Коране. Люди будут искать воду повсюду, увидят что-то блестящее, но это окажется всего лишь золотом.

Досье

Абдулла Дубин родился в 1941 г. в Астрахани. Закончил театроведческий факультет ГИТИСа. 1961-1984 гг. - диктор высшей категории телевидения и радиовещания РТ. Журналист, краевед–филокартист, автор 35 документальных буклетов и фотоальбомов: «Волга на старинных открытках», «Астрахань. Реквием по утраченному», «Казань глазами Фешина, Шаляпина, Тукая..» и др. В 1990 г. совершил Хадж в Мекку и Медину. Женат, трое детей.

Смотрите также: