Киноэпопея. Михаил Михайлов о том, что ждет Казанскую киностудию

Фото Марии Зверевой. / АиФ-Казань

«У нас так: два пишем, три – в уме. Не хочу отвечать за всю республику, нужна ли нам своя киностудия. В этом вопросе – клубок проблем. А вот нам она нужна»,-  говорит Михаил Михайлов, доцент Казанского Университета культуры и искусств, директор Института кино и ТВ. 

   
   

На полке широкой

- Михаил Михайлович, на Казанской студии кинохроники вы работали 43 года, 15 лет были гендиректором. Сейчас она продана?

Досье
Михаил Михайлов. Родился в 1945 г. в Казани. Окончил КГУ. Заслуженный работник культуры РТ, Почётный кинематографист РФ. Женат. Взрослый сын, внучка.

- Студия законсервирована, опечатана, персонал уволен. Были суды, иногда я участвовал сразу в трёх, но судьбу студии они не прояснили. А ведь ей 50 лет, здесь выпускали не только документальные, но и художественные фильмы. По хронике мы работали на национальные республики Поволжья, Приуралья и Хакасию. Упомяну лишь регулярный киножурнал «На Волге широкой». Иногда шутили «На полке широкой». Но при всей политической ангажированности той поры он выполнял свою роль, рассказывая о значимых событиях, реальных людях, их достижениях и жизни республик. 

- Киностудия тогда именовалась Студией кинохроники. В 2006 г. вы акционировались. Какие были настроения?

- Надеялись, что станем хозяевами и творцами. Поскольку были в федеральном подчинении, пакет акций находился в Москве. На сегодня активы студии высокие: около 155 млн руб. Долгов – меньше 4 млн, в основном, налоги. В 2010 г. по распоряжению правительства РФ в стране ликвидировали государственный кинематограф, финансирование прекратилось.  Все студии выставили на продажу, только «Мосфильм» обрёл статус народного  предприятия. Отечественное кино стало продюсерским по американскому образцу.  

Фото: АиФ-Казань/ Фото Марии Зверевой.

- Нужна ли Казанская киностудия республике?

   
   

- У нас так (долго смеётся): два пишем, три – в уме. Не могу ответить за весь Татарстан. В вопросе о судьбе Казанской киностудии обнаружилось столько  подводных течений, столкнулось столько интересов, что голова кругом. Сейчас, например, Химград (бывшая «ТАСМА») интересует территория. А вот нашему вузу студия нужна как воздух. Более пяти лет  мы хотим добиться, чтобы на имеющейся базе был создан хотя бы наш учебный центр. В принципе, можно ещё возродить киностудию в полном объёме. При определённых условиях она может стать прибыльной для РТ. Есть замыслы, наработки, кадры. Говорят, что для хроники хватает ТВ. Но оно  всегда относилось к министерству информации и пропаганды, а кино - к минкульту. 

- Главнейшим из искусств его называл товарищ Ленин.

- Нынче главнейшим из искусств стало американское кино. Мы единственные из 14 государственных киностудий, кто совершил подвиг, не отдав кинематографический архив! Далеко не всё успели перевести на «цифру», это трудоёмкий и сложный процесс.  Целая эпопея была, чтоб более 4 тыс. единиц хранения (с 1973 года!) вывезти и передать в Национальный архив РТ, ведь кинодокументы принадлежат России. Меня на коллегии минкульта РФ чуть не казнили за это решение. Но кому нужны эти материалы в хранилище Киноархива в подмосковном Красногорске? А вот Татарстану они понадобятся. Если не сейчас, так в перспективе.   

Борьба без правил

- Первоначально планировалось, что российские киностудии будут распродавать с условием сохранения профиля…

- Не получилось, кинопроизводство – бизнес рисковый. В один из моих визитов в Москву мне в федеральном минкульте предложили передать акции республике безвозмездно. Студию хотели отдать в ведение  университету культуры. Но не сложилось. В Москве за прошедшие годы пообщался уже, кажется, со всеми руководящими работниками минкульта, но воз и ныне там. Уже не верю, что студию удастся возродить в прежнем виде, пусть даже на другой территории. Но вузу отдайте оборудование! Мы попробуем его сохранить, ведь сейчас под заявкой на любой кинопроект  требуется указать, какой базой владеют исполнители и соискатели. 

Фото: АиФ-Казань/ Фото Марии Зверевой.

- Допустим, базу киностудии  передадут вашему вузу. Не шикарно ли для 200 студентов Института кино и ТВ?

- Будет лучше, если дорогостоящее, в том числе импортное уникальное оборудование амортизируют, спишут в утиль или разворуют? На таком оснащении работать и работать, учить и учить! У нас учатся студенты со всей страны. На бюджетной основе только в Москве, Питере и Казани готовят кино-, теле-, звукорежиссёров, операторов и др. В нашей профессии 98 специальностей и специализаций. Все наши студенты работают чуть ли не с первого курса. По американскому стандарту: теория – ничто, практика - всё. Только в Казани официально зарегистрировано больше 30 кино- и телестудий, студий звукозаписи. Нужны специалисты, чтобы сделать рекламный ролик, снять клип, акцию, юбилей, свадьбу, выпускной вечер, провести дискотеку и т. д. Если проходят мероприятия районного, городского или производственного масштаба, видеоотчёт требуют спонсоры или вышестоящее начальство. 

А профессионалов не хватает, даже на местных телеканалах. Учитывая рыночные тенденции, мы учим студентов, как свою студию основать, что потребуется. В этом году вводим ещё и  курс по кинодраматургии, потому что со сценаристами просто беда. Открыли киношколу для старшеклассников Казани «ШКиТ», ведь во многих учебных заведениях города появились свои кино- и телестудии. Так что желающих масса, а мы будем растить своих будущих абитуриентов. 

- Татарстан еще внесёт вклад в развитие отечественного кинематографа?  

- Сходу, конечно, ничего не бывает. Время покажет. Но, если будет поддержка, - верю. Наши студенты по 25-30 дипломов за участие в разных кинофестивалях получают, в деканате ими стены увешаны. Жизнь коротка, а кино - вечно. 

Смотрите также: