За идеей – в космос. Казанец изобрёл аналог «Шаттла»

Александра Дорфман / АиФ-Казань

Ответ американским «шаттлам» пенсионер Владимир Брусов готовил долгие десятилетия, но так и не нашёл поддержки крупных научных институтов.

   
   
Владимир Брусов Фото: АиФ-Казань / Александра Дорфман

Вечный двигатель

Изобретательскую жилку Владимиру Брусову привили дед с отцом, которые безуспешно пытались создать вечный двигатель. Правда, молодой человек верил в развитие науки и техники, так что на перпетуум-мобиле не зациклился, а поступил в авиационно-техническое училище гражданского воздушного флота.

Авиационными двигателями он «заболел» ещё тогда, на лекциях по их теории. Всю жизнь он проработал авиационным механиком в подразделениях ГВФ, на КМПО, КВЗ и других заводах, готовил авиатехнику к полётам. А параллельно штудировал многочисленные труды по физике ядра атома, физике низких температур и космологии. Так родилась идея разработки космического корабля, аналогов и прототипов которого в мире нет.

Перво-наперво Владимир Брусов предложил уйти от нерентабельной системы вертикального старта ракеты-носителя. Ведь в таком случае, как только корабль выходит на орбиту, большая часть ракеты сгорает. А горизонтальный старт позволяет кораблю вернуться из космоса целым и невредимым.

«До сих пор на орбиту выходила только одна российская многоразовая авиационно-космическая транспортная система – «Энергия – Буран» в 1988 г., – рассказывает Владимир Алексеевич. – А вот американские «Шаттлы» с 1981 по 2011 гг. запускали 135 раз, пока не решили, что такая доставка грузов на орбиту нерентабельна. Вот почему одним из преимуществ разработки я считаю меньшие затраты на разработку, проектирование и испытания. Когда жизнеспособность системы докажут на практике, каждый последующий корабль будет обходиться примерно в 2 млрд руб.».

По мнению Брусова, два главных преимущества его «детища» – это двигатель и топливо. «Можно считать, что я изобрёл вечный двигатель, – считает он. – Только вечным он будет не из-за безостановочной работы, а из-за нескончаемого топлива – атомного водорода, который для космических кораблей ещё не использовали».

По задумке, производить атомный водород можно прямо в полёте, так что дозаправка не потребуется. Получать его Владимир Брусов планирует из воздуха, расщепляя его на атомы. Как известно, стоит атомам водорода соединиться, как произойдёт взрыв. Но изобретатель нашёл способ, как использовать энергию от таких микровзрывов для непрерывной работы двигателя корабля. Но чтобы внедрить это ноу-хау, изобретатель должен заказать затратные расчёты и эксперименты.

   
   

Ни да, ни нет

В точности расчётов пенсионер уверен потому, что делал их Урал Закиров, казанский коллега знаменитого конструктора Сергея Королёва. Но видимо, проект Владимира Брусова получился настолько наукоёмким, что не каждый специалист возьмёт на себя ответственность дать ему оценку.

По мнению Брусова, два главных преимущества его «детища» – это двигатель и топливо. Фото: АиФ-Казань / Александра Дорфман

100-процентную новизну уже подкрепили шесть патентов на изобретения. Вместе с соавторами Брусов внёс в конструкцию авиационно-космического двигателя свыше 40 (!) нововведений. А вот три патента, связанных с получением атомного водорода – топлива будущего космического корабля, не могут пропустить без одобрения профильных научных институтов – РАН, ЦИАМ, ЦАГИ, НИКИЭТ, Института им. Курчатова. Но они не дают положительных заключений, хотя при этом и на ошибки изобретателя тоже не указывают, ограничиваясь отписками.

«В администрации Президента РФ ещё 3,5 года назад согласились направить мой проект в Роскосмос, но только при поддержке именитых учёных, – пояснил изобретатель. – Вот только получить её оказалось сложнее, чем изобрести космический корабль. Если бы не этот барьер, заявку на получение патента на сам летательный аппарат я бы отправил ещё в 2010 г. А так решил придержать её, пока не получу одобрение на топливо. Не хочу раскрывать свои секретные наработки, чтобы о них не узнали зарубежные учёные. Ведь они могут быть порасторопнее наших».

Комментарий

Юрий Гортышов, зав­кафедрой КНИТУ-КАИ, доктор технических наук, профессор:

– Реализовать идеи изобретателя возможно, потому что в них нет ничего противоречащего законам физики, термодинамики, энергомашиностроения. Но я считаю, что он практически в одиночку пытается решить грандиозную по масштабам задачу. На одни только расчёты по двигателю на атомарном водороде придётся затратить колоссальные ресурсы: большой коллектив учёных должен как минимум 10 лет работать не покладая рук. А во сколько это обойдётся бюджету страны?! Для такого огромного фронта работ нужна федеральная программа, которую можно сформировать только при поддержке крупных профильных научных институтов. Видимо, пока никто не хочет отдать полжизни на реализацию таких идей.

Смотрите также: